Ремонт подшипниковых опор и выверка вала

Страницы: 1 2

Перед ремонтом подшипниковых опор снимают термометры, отключают линии водяного охлаждения, очищают от грязи наружные поверхности корпусов роликоподшипников.

Для осмотра нижней подшипниковой опоры сливают масло и снимают боковую крышку 6 (рис. 120). В случае загрязнения масла тщательно проверяют детали уплотнения корпуса подшипника и находят места, через которые загрязнения попадают в корпус 4 опоры. Подшипники заменяют при наличии выбоин, расслоений, выкрашиваний и рисок на беговых дорожках и роликах.

Подшипник нижней опоры заменяют в такой последовательности. Снимают верхние смотровые крышки 5 и устанавливают шпильки для демонтажа обоймы 8 и опорного кольца 9. Поднимают защитную гильзу 2 на 50—60 мм выше проектного положения и закрепляют на валу ротора. Снимают с верхней плиты корпуса защитные полугильзы 3. Снимают нижнюю крышку 10, устанавливают домкрат и поднимают ротор на 20—25 мм, при этом проверяют отсутствие задеваний в корпусе подшипника верхней опоры. Устанавливают стальные полукольца в выточку вала и опускают ротор на полукольца, после чего удаляют домкрат.


Рис. 120. Нижняя подшипниковая опора регенеративного воздухоподогревателя РВВ-54М:
1 — вал ротора, 2 — гильза. 3 — полугильза, 4 — корпус опоры, 5 — верхняя смотровая крышка, в—боковая крышка, 7 — маслоуказатель, 8— обойма, 9— опорное кольцо, 10 — нижняя крышка. 11—упорный сферический подшипник

Поднимают на шпильках обойму на 15—20 мм и снимают опорное кольцо. Проверяют, не проворачивается ли верхнее кольцо подшипника на валу. Опускают на шпильках обойму и выкручивают шпильки. Затем вытаскивают обойму с опорным кольцом из корпуса и снимают с вала съемником верхнее кольцо подшипника. Прочищают, промывают и осматривают поверхности роликов, беговых дорожек верхнего и нижнего колец подшипника. Проверяют посадочные размеры подшипника на вал и в корпус. Крепежные детали промывают, очищают и прогоняют резьбу. Очищают крышки, промывают и очищают маслоуказатель 7.

Удаляют заусенцы и царапины на посадочных местах вала, обойме и опорном кольце. Риски от напильника зачищают нулевым наждачным полотном, коррозионные пятна на подшипнике удаляют пастой ГОИ. После устранения всех дефектов посадочные места протирают салфетками. Для обеспечения правильной сборки нижней опоры подшипника проверяют чистоту и горизонтальность ее посадочного гнезда. Допустимое отклонение от плоскостности и горизонтальности 0,1 мм. Большие отклонения устраняют установкой подкладок под основание опоры или шабровкой гнезда.

На контрольной плите 1 (рис. 121) индикатором 3 проверяют параллельность опорных плоскостей обоймы и опорного кольца 4. Проверяют посадочные размеры опорного кольца, обоймы, нижнего и верхнего колец подшипника, а также посадочный размер цапфы вала. При непараллельности и неправильности посадочных размеров производят обработку на станке, шабровку или замену указанных деталей.


Рис. 121. Проверка параллельности деталей нижней подшипниковой опоры:
1 — контрольная плита, 2 — штатив, 3 — индикатор, 4 — проверяемая деталь (опорное кольцо)

Сборку нижней подшипниковой опоры производят в такой последовательности. Верхнее кольцо подшипника нагревают в горячей масляной ванне (температура 80—100° С) и насаживают на цапфу вала. Нижнее кольцо подшипника устанавливают в обойму без нагрева. Правильность посадки проверяют пластинкой щупа толщиной 0,03 мм; она не должна проходить между буртом вала и верхним кольцом, а также между нижним кольцом и обоймой по всей окружности. Зазор по окружности между нижним кольцом и обоймой должен быть 0—0,057 мм.

В корпус опоры устанавливают обойму с нижним кольцом подшипника и сепаратором. Поднимают домкратом вал с ротором и снимают ранее установленные полукольца. Устанавливают на крышку опоры опорное кольцо, опускают вал с ротором в рабочее положение, снимают домкрат и выкручивают шпильки.

На валу 1 (рис. 122) устанавливают при помощи хомута 2 индикатор 3 и, проворачивая ротор, проверяют правильность сборки опоры и отсутствие перекосов в ней. Устанавливают в проектное положение защитную полугильзу, закрывают пробками отверстия для слива масла, опору заполняют маслом до уровня средней линии роликов и проверяют, нет ли утечки масла. Закрывают верхнюю крышку, подсоединяют трубы охлаждения корпуса подшипника и проверяют, нет ли протекания воды.


Рис. 122. Проверка правильности сборки нижней подшипниковой опоры: 1 — вал, 2— хомут, 3 — индикатор, 4 и 7 — верхнее и нижнее кольца подшипника, 5 —обойма, 6— опорное кольцо

Опрессовку системы охлаждения корпусов верхней и нижней опор на давление 3 ат производят после демонтажа подшипников, предварительно собрав трубы охлаждения. После проверки плотности корпусов воду сливают, а трубы отсоединяют.