Ремонт уплотнений

Радиальные уплотнения. Основными частями радиальных уплотнений являются секторные плиты 1 (рис. 128), расположенные у верхнего и нижнего торцов ротора по границам газовых и воздушных полостей, и уплотнительные полосы 2, установленные в верхней и нижней частях ротора регенеративного воздухоподогревателя на радиальных перегородках 3. При вращении ротора полосы скользят по поверхности плит с минимальным зазором 1 —1,5 мм.

Секторные плиты крепятся к верхней 11 и нижней крышкам кожуха ротора на четырех пружинных прижимных устройствах 19, обеспечивающих регулировку зазоров в радиальных уплотнениях и самоустановку плит. На плитах имеются электроконтакты 7, поверхность которых выступает над плоскостью плит на 1—1,5 мм, обеспечивая возможность контроля зазоров в радиальных уплотнениях и их снижения до минимальных величин. Плиты осматривают и ремонтируют при каждом ремонте воздухоподогревателя. При сквозной коррозии плит, короблении и нарушении плоскостности более чем на 2 мм по всей их длине, обрыве шарниров 4 и отсутствии диапазона регулирования плиты заменяют.


Рис. 128. Радиальное уплотнение верхней крышки ротора:
1— секторная плита, 2— уплотнительная полоса, 3— радиальная перегородка, 4— шарнир между полуплитами, 5 — прижимной щиток, 6 — лючок, 7 —  электроконтакт, 8 — планка, 9—шпилька, 10—пружина. 11— верхняя крышка, 12 — прокладка, 13 и 15 — прижимной и защитный колпаки, 14— прижимная гайка, 16 — асбестографитное заполнение, 17 — контргайка, 18 — гайка, 19 — прижимное устройство в сборе

Проверку, ремонт и замену деталей радиальных уплотнений ведут в такой последовательности.

Вскрывают защитные колпаки 15 прижимных устройств и смачивают резьбовые соединения керосином. Снимают направляющий уголок с воздушной стороны и очищают пространство между секторными плитами и крышкой корпуса ротора от золовых отложений, затем обдувают сжатым воздухом.

Свинчивают контргайки 17 и гайки 18 со шпилек 9, затем свинчивают до предела прижимные гайки 14, освобождая пружины 10. Заменяют деформированные и укороченные более чем на 5% от первоначальной длины, а также сломанные пружины. Разболчивают и снимают прижимные колпаки 13, разбирают и очищают остальные детали прижимных устройств, зачищают уплотнительные поверхности от остатков прокладок, прогоняют и прографичивают резьбу на крепеже.

Заменяют также изношенные шпильки, у которых повреждена резьба, корродирована поверхность головки или штока на глубину более 2 мм. Для замены шпильки снимают уплотнительные полосы с трех радиальных перегородок ротора со стороны ремонтируемой плиты, освобождают три сектора ротора от верхних слоев пакетов нагревательной набивки, снимают направляющие уголки плиты радиального уплотнения, демонтируют прижимные устройства и опускают плиту на перегородки. Срубают прихватки, демонтируют планку 8 и вытаскивают шпильку через отверстие в плите. Установку шпильки производят в обратном порядке.

Все операции по замене шпилек производят также при замене плиты. Освобожденную плиту передвигают в воздушный патрубок и удаляют из воздухоподогревателя краном через прорезанный люк в коробе.

Проверяют электроконтакты 7 через снятые лючки 6.

При ремонте секторных плит проверяют также состояние шарнира между полуплитами, прижимного щитка 5 между полуплитами, направляющего уголка с газовой стороны. Люфт в деталях шарнира не должен превышать 0,5 мм. Щиток должен плотно прилегать к прорези полуплит и не должен быть корродирован, Уголок с газовой стороны заменяют, если вследствие коррозии или деформации зазор между уголком и плитой увеличивается до 1,5—2 мм. После установки уголка с газовой стороны и сборки шпилек и пружин устанавливают направляющий уголок с воздушной стороны с зазором 0,5—1 мм.

При ремонте секторных плит обязательно проверяют прямолинейность рабочей грани уплотнительных полос на роторе. Допускается прогиб полос не более 0,5 мм. При замене полос проверяют соответствие отверстий в перегородках и полосах; обновляют резьбу на болтах и гайках, прографичивают крепеж.

Установку и выверку полос производят по жесткой линейке, концы которой должны плотно прижиматься к фланцу и ступице ротора. Концы полос не должны упираться в ступицу и обечайку ротора: должен быть зазор 2 мм с каждой стороны для тепловых удлинений. Зазоры перекрываются щитками, привариваемыми с одной стороны. При затяжке гаек на полосах или приварке полос обеспечивается зазор между линейкой и полосой 0,5—1 мм. Зазор между полосой и ребром не допускается. Если в полосах просверлены отверстия, а крепление их осуществляется на сварке, отверстия обязательно заваривают.

Сборку всех деталей радиальных плит производят в порядке, обратном описанному. Прокладки прижимных колпаков устанавливают на жидком стекле. Прижимной гайкой обеспечивают такой минимально необходимый натяг пружин, при котором плита может передвигаться во всем диапазоне регулирования без заеданий.

Работу электроконтактов проверяют по миганию лампочек.

После проверки правильности сборки секторных плит отводят верхние плиты от ротора на расстояние 10—15 мм, вращая гайки на шпильках. Окончательную регулировку плит производят в горячем состоянии при полной нагрузке котла.

Уплотнение вала ремонтируют следующим образом. Разболчивают крепеж разрезного кольца и снимают полукольца. Вынимают старый сальник, изготовленный из асбестового шнура. Очищают поверхности деталей от остатков сальника, прогоняют и прографичивают резьбу на болтах. Набивают новый сальник и устанавливают полукольца. Проверяют правильность центровки уплотнения относительно вала.