От роторной машины к автоматической линии

Страницы: 1 2 3

Во многих случаях было необходимо изменять высоту траектории потока предметов обработки при передаче их между технологическими роторами. С этой целью были разработаны транспортные роторы, в которых захватные органы размещали на ползунах, совершавших возвратно-поступательные движения (вверх-вниз) от механического кулачкового привода.


Рис. 21. Транспортный ротор с изменением ориентации предметов обработки и высоты траектории их потока

Транспортный ротор может изменять ориентацию предмета обработки и одновременно изменять высоту траектории потока предметов обработки (рис. 21). В таком роторе захватные органы 5 выполнены в виде кривошипных рычагов, один конец которых снабжен подпружиненными губками 4 для удержания предмета обработки 8, а другой — зубчатым колесом 6. Захватные органы установлены в диске 7, причем их зубчатые колеса сопрягаются с зубчатыми рейками 3, установленными на подвижных ползунах 9. Ползуны размещены в осевых пазах барабана 2, а ролики ползунов взаимодействуют с неподвижным цилиндрическим пазовым кулачком 1. При вращении ротора ползуны совершают возвратно-поступательные движения, преобразуемые посредством зубчато-речного зацепления во вращательные движения захватных органов. Таким образом, при приеме предмета обработки, например, на более высокой траектории потока плечо захватного органа устанавливается в верхнем положении. При последующем вращении ротора захватный орган повернется и его плечо окажется в нижнем положении, т. е. высота траектории потока изменится, при этом предмет обработки будет повернут на 180° относительно своей поперечной оси, т. е. изменит и свою ориентацию. Если в данной конструкции ротора захватные органы выполнить осесимметричными, без кривошипного колена, то такой транспортный ротор будет осуществлять только переориентацию предметов обработки без изменения высоты траектории их потока.

Другой важной задачей была разработка устройств для загрузки предметов обработки в ориентированном виде в первый транспортный ротор. Первые технические решения были позаимствованы в существовавшем производстве. Были использованы хорошо известные механические загрузочные устройства (крючковые, карманчиковые, дисковые и т. п.) *. Подача предметов обработки из загрузочного устройства в захватные органы транспортного ротора осуществлялась с помощью шиберных питателей, приводимых в движение от кулачков, устанавливаемых непосредственно на транспортном роторе. Такая система загрузки, будучи стационарной (не роторной), на определенном этапе перестала удовлетворять конструкторов, так как существенно ограничивала возможность повышения производительности линии (все ясно представляют, как опасно вскочить на ходу в трамвай). Примерно то же произошло и в данном случае. С увеличением производительности, а следовательно, и транспортной скорости роторов предмет обработки не успевал "вскакивать" в движущийся захватный орган транспортного ротора из неподвижного загрузочного устройства.

загрузочный ротор
Рис. 22. Загрузочный ротор для предметов обработки формы тел вращения

Устранить это противоречие смогли роторные загрузочные устройства. Одна из таких конструкций показана на рис. 22. Роторное загрузочное устройство, или загрузочный ротор, представляет собой тот же ротор, по окружности которого размещены устройства для поштучного захвата, ориентирования и выдачи предметов обработки в технологический ротор. Предметы обработки засыпаны в неориентированном виде в бункер 7 ротора. В донной части бункера установлены захватные органы, например, вращающиеся воронки 6, получающие вращение при обкатывании по неподвижному зубчатому колесу 8. Предметы обработки 4, захваченные воронками, поступают в вертикальные накопители 5 и подаются в ориентаторы 3, где получают требуемое однозначное ориентированное положение. Под накопителями располагаются ползуны 1 с захватами 2. Ползуны получают радиальные перемещения от неподвижного кулачка. Ориентированные предметы обработки поступают из ориентаторов в захваты 2 ползунов и при совмещении позиции загрузочного ротора с позицией технологического ротора 9 ползуны при радиальном перемещении осуществляют передачу предметов обработки. Появления роторных загрузочных устройств обеспечило возможность создания автоматических роторных линий в широком диапазоне теруемых величин производительности.

* Автоматизация загрузки прессов штучными заготовками / Под ред. В.Ф. Прейса. М.: Машиностроение. 1975.