Производительность труда и производственная техника

Страницы: 1 2

Нетрудно видеть, при каких условиях все эти величины будут минимальными. Прежде всего стоимость технологических машин и производственные площади должны быть сведены до минимума, а в идеале полностью исключены все непроизводящие устройства для автоматического восстановления ориентации предметов обработки, утрачиваемой после операции; разделения и соединения потока предметов по технологическим машинам, применяемые при неодинаковой их производительности; накопления предметов обработки, применение которых обусловлено неодновременностью остановок операционных машин и стремление предотвратить остановку всех машин при остановке одной из них.

Решение этой проблемы связано с обеспечением совершенного непрерывного потока предметов обработки, т. е. с безостановочным перемещением их в течение всего производственного процесса, что в свою очередь определяет возможность уменьшения объема незавершенного производства и объема оборотных средств. Обеспечить непрерывный поток предметов обработки могут автоматические линии с непосредственной межоперационной передачей предметов обработки, созданные на основе машин, имеющих одинаковую и достаточно высокую производительность на всех технологических операциях и высокий коэффициент использования, обеспечивающий сохранение работоспособности автоматической системы машин при большом числе объединяемых операций.

Значительная часть текущих затрат связана с обслуживанием производственных площадей. Эта часть затрат сокращается при сокращении производственных площадей. Другая часть текущих затрат связана с обслуживанием технологических машин и для их сокращения требуется максимальная автоматизация производства, т. е. замена наибольшего числа производственных функций, выполняемых человеком, работой соответствующих автоматических устройств. В большинстве производств, где необходимые рабочие движения являются кинематически определенными и поэтому выполняются машинами без участия человека, наибольшие затраты труда связаны с ориентированием предметов обработки и подачей их к технологическим машинам.

Ликвидация трудовых затрат на ориентирование предметов обработки, автоматизация которого не имеет общего решения, достигается в общем случае в автоматических линиях за счет сохранения необходимой ориентации предметов обработки при их межоперационной передаче. Условием ликвидации этих затрат является, следовательно, возможность объединения операционных машин в автоматической линии, которая требует, как уже отмечалось ранее, одинаковой и достаточно высокой производительности каждой технологической машины, входящей в линию.

Следующей по трудоемкости производственной функцией является обслуживание инструмента: его периодическая проверка, очистка, подналадка и смена. Для предотвращения потерь полезного времени машин эти функции должны выполняться автоматически в процессе нормальной работы машины. Техническая возможность выполнения данных функций должна быть заложена в каждом операционном цикле. Однако удлинение цикла не должно снижать производительности машины, что возможно только при условии независимости производительности от продолжительности операционного цикла. Экономическая окупаемость автоматизации функции обслуживания инструмента требует, чтобы эта функция выполнялась достаточно часто, чтобы оправдать стоимость соответствующих устройств, что в свою очередь требует еще более высокой производительности, чем для окупаемости межоперационной передачи предметов обработки.

Этому требованию также удовлетворяют машины, производительность которых не зависит от продолжительности операционного цикла, т. е. машины третьего класса.

И действительно, если однооперационные машины первого класса обеспечивают величину показателя производительности общественного труда на уроне 1—2 тысяч изделий на рубль суммарных затрат, то роторные однооперационные машины — 7—8 тысяч изделий на рубль суммарных затрат. И это не предел для машин третьего класса. Возможности дальнейшего и значительного (в десятки раз) повышения производительности общественного труда обеспечивают роторно-конвейерные линии, являющиеся высшей конструктивной формой машин третьего класса.