Автоматизация сборочных операций

Страницы: 1 2 3 4 5

Одной из эффективных областей применения роторных машин и линий является сборочное производство, особенно массовых видов изделий. Это определяется, в первую очередь, большим удельным весом технологических операций третьего класса в общей структуре сборочных процессов. К таким сборочным операциям относятся прежде всего операции свободного комплектования элементов (вкладывание, вставка, засыпка, заливка и т. п.) и операции сопряжения, требующие приложения технологических усилий для создания единого комплекта (запрессовка, напрессовка, свинчивание, завальцовка, кернение, пайка, клепка, склеивание и т. п.).
Наиболее простым и распространенным сборочным процессом является сопряжение двух элементов. Роторы для сборки двух элементов (рис. 43) в основном сходны с роторами для прессовых операций. Их отличие состоит в том, что они обслуживаются в общем случае тремя транспортными роторами: два ротора подают собираемые элементы, а один принимает собранное изделие. Конструктивно два подающих ротора могут быть смонтированы соосно на одном приводном валу и осуществлять одновременную подачу двух собираемых элементов, поступающих на различных уровнях.
В сборочных операциях существует вероятность неправильного положения собираемых элементов при их поступлении в приемные гнезда инструментального блока (неполное вхождение, перекос, обратная ориентация и т. п.). Автоматическое реагирование на такого рода нарушения процесса сборки заключается в отказе от совершения рабочего движения в инструментальном блоке, что обеспечивает исключение брака и повреждения рабочего инструмента. В зависимости от величины технологических усилий автоматическое реагирование может осуществляться посредством рефлекторных механических, гидравлических или гидромеханических распределительных устройств.
Кроме того, при автоматическом выполнении сборочных операций существенное значение приобретает такой вид нарушения процесса сборки, как отсутствие на рабочей позиции одного из собираемых элементов вследствие его неподачи, выпадения из транспортного ротора или отбраковки по причине неправильных размеров или ориентации. Отсутствие одного из собираемых элементов требует автоматического реагирования не только потому, что это ведет к некомплектности собираемого изделия, но также и потому, что совершение рабочего движения инструментом при отсутствии одного из собираемых элементов может иногда приводить к нарушению работоспособности данной позиции сборочного ротора, что потребует его остановки. Реагирование на это отклонение заключается также в отказе от совершения рабочего хода соответствующим инструментом и удаления некомплектного элемента. В более общем случае поступивший элемент остается в роторе на повторный цикл сборки в исходном положении или вообще до поступления комплектующего элемента. При этом поступление элемента такого же вида, как и оставшийся в роторе, исключается * .
Рассмотрим несколько блоков для часто встречающихся сборочных операций для элементов, представляющих собой тела вращения. Одним из широко используемых в практике сопряжений является сопряжение таких двух элементов, которые могут быть с достаточной точностью предварительно сцентрированы в инструментальном блоке по наружным поверхностям. Такими элементами являются, например, детали, у которых наружные поверхности, используемые в качестве базовых при предварительном центрировании, достаточно строго соосны поверхностям сопряжения или совпадают с одной из них. Подобные сборочные операции выполняются в инструментальных блоках с предварительным центрированием сопрягаемых элементов посредством соосно расположенных центрирующих и направляющих втулок. Например, блок для установки шарикоподшипника (элемент Б) во втулку (элемент А) (рис. 44, а) состоит из корпуса 6, в котором соосно смонтированы центрирующий приемник 2 с подпружиненными губками 3 для удержания элемента А, двусторонняя центрирующая матрица 4, подпружиненные губки 5 для приема элемента Б и подающие штоки 1, 7.


Роторные машины