Научная организация труда (НОТ) слесаря

Учебная цель: научиться общим положениям научной организации труда (НОТ) слесаря и умению применять их практически в процессе своей работы в целях совершенствования организации труда и борьбы за повышение производительности и качества работы.

Оборудование и приспособления: слесарный верстак с тисками.

Инструменты и материалы: напильники разных профилей и номеров; слесарные молотки; штангенциркули; микрометры; угольники; зубила; крейцмейсели; чертилки; щетки-сметки; машинное масло; ветошь.

оптимальные зоны досягаемости рук человека
Рис. 1. Оптимальные зоны досягаемости рук человека: а — в горизонтальной плоскости при работе стоя и сидя, б — в вертикальной плоскости при работе стоя

Упражнение    1.  Оптимальные зоны досягаемости рук при работе
А.   В горизонтальной плоскости
1. Наиболее удобная (нормальная) зона досягаемости определяется полудугой с радиусом примерно около 350 мм для каждой руки (рис. 1, а).

2. Максимальная зона— 550 мм без наклона корпуса и 650 мм с наклоном под углом не более 30° для учащегося среднего роста.

3. Расположение предметов дальше указанных пределов повлечет за собой ненужные движения, большие наклоны корпуса, что вызовет дополнительные затраты времени, увеличит утомляемость и снизит производительность труда.

Б. В вертикальной плоскости
1. Указанные на рисунке зоны дают возможность определить наиболее выгодное расположение всех предметов по отношению к росту работающего (рис. 1,6).

2. Руководствуясь этими зонами, следует определять, на какой высоте от пола должны находиться материалы, заготовки, детали и пр., чтобы рабочему не приходилось низко наклоняться.

3. Наклон корпуса при работе стоя должен составлять угол не более 30°.

Упражнение 2. Рациональная организация рабочего места слесаря
А. До начала работы
1. Получи чертеж, заготовку, инструмент и приспособления, подготовь рабочее место (рис. 2, а):
а) разложи заготовки, инструмент и приспособления в строго определенном порядке;
б) укрепи чертеж (инструкцию) на рамке;
в) проверь, есть ли необходимые вспомогательные материалы;
г) установи лампу так, чтобы свет падал на губки тисков;
д) установи подставку под ноги (если тиски неподъемные) и отрегулируй высоту тисков по росту.

Б. Во время работы
2. Сохраняй порядок на своем рабочем месте (рис. 2, б):
а) измерительный инструмент клади отдельно от рабочего на планшетку;
б) клади ближе все, чем приходится пользоваться чаще, а реже употребляемое — дальше;
в) клади справа все то, что при работе приходится брать правой рукой, а что берешь левой рукой — располагай слева;
г) приучи себя брать и класть инструмент, не глядя на него. Для этого каждый предмет располагай всегда на одном и том же месте;
д) следи за исправным состоянием тисков. Регулярно очищай их от стружки, грязи и мусора и смазывай винт машинным маслом;
е) не затягивай чрезмерно винт тисков, так как от этого быстро изнашивается резьба винта и гайки и тиски приходят в негодность;
ж) при работе складывай детали в определенное место и в соответствующем порядке.

В. По окончании работы
3. Прибери, вычисти рабочее место и инструмент:
а) вытри промасленной тряпкой инструмент;
б) сдай мастеру (дежурному) изделие, инструмент и приспособления;
в) убери вспомогательные материалы в выдвижной ящик;
г) раздвинь губки тисков и смети опилки и стружки на столешницу, после чего смажь винт тисков машинным маслом и заверни винт, оставив между губками небольшую щель (зазор);
д) смети опилки и стружки (отходы цветных металлов собирай в отдельные ящики).