Разметка контуров плоских деталей

Учебно-производственная карта 3. Разметка контуров плоских деталей построением, отыскивание центров, разметка по шаблонам и накернивание разметочных рисок
Учебная цель: научиться приемам разметки плоских деталей, отысканию центров и накерниванию разметочных рисок.

Объекты работ:
А. Учебно-технические требования к работам:
1. Размер заготовки должен быть не менее 200X100 мм; 2—4 мм толщиной.

2. Поверхность заготовки должна быть ровной.

3. Детали должны иметь: а) сопряжение прямых линий под различными углами; б) сопряжение прямых линий с кривыми.

Б. Примеры работ: учебные плитки; ножки кронциркуля; гаечные ключи; шаблоны.

Оборудование и приспособления: заточный станок, разметочная плита.

Инструменты и материалы: линейки измерительные; чертилки; циркули; транспортиры; разметочные центроискатели; шаблоны; слесарные молотки массой 200 г, кернеры, молотки с лупой.

Упражнение   1.   Нанесение   прямых линий
1. Взять обработанный торец или ребро заготовки за начало отсчета — базу.

2. Наложить масштабную линейку на размечаемую поверхность, совместив деление отсчитываемого размера «а» с базой (нижняя и боковая стороны детали).

3. По нулевому делению линейки чертилкой нанести метку (рис. 9, а).

4. Нанести такую же метку и с другой стороны детали и соединить их прямой линией.

5. Через нанесенные метки по наложенной на деталь линейке провести чертилкой параллельные линии.

нанесение линий
Рис. 9. Нанесение линий: а — нанесение прямых линий, б — нанесение параллельных линий, в—нанесение параллельных линий с помощью угольника, г — нанесение взаимно перпендикулярных линий

Упражнение 2. Построение прямых параллельных рисок. Проведение прямой линии параллельно заданной прямой АВ на определенном расстоянии L (рис. 9, б)
1. Из произвольных точек «а» и «b» на прямой АВ провести дуги радиусом L.

2. Прямая MN, касательная к этим дугам, будет параллельной к заданной прямой АВ и отстоит от нее на расстоянии L.

3. Наложить угольник на размечаемую поверхность так, чтобы полка его была прижата к обработанной стороне заготовки. Придерживая угольник левой рукой (рис. 9, в), провести риску, прижимая при этом чертилку к ребру угольника. Передвигая угольник вдоль
обработанной стороны заготовки, проводить на ней параллельные риски.

Упражнение   3.   Нанесение   взаимно перпендикулярных рисок
1. Провести на размечаемой поверхности линию АВ произвольной длины (рис. 9, г).

2. На середине (примерно) риски АВ отметить точку 1, по обе стороны от которой раствором циркуля, установленном на одинаковый размер, сделать на риске АВ засечки 2 и 3 и накернить их.

3. Установить циркуль на размер больше половины размера между точками 1—2 и 1—3 и неподвижную ножку циркуля установить в точку 2 и провести дугу «аб», пересекающую риску.

4. Установить неподвижную ножку циркуля в точку 3 и нанести дугу «вг».

5. Провести через точки пересечения дуг и точку 1 риску «РС», которая будет перпендикулярна линии АВ.