Смазка узлов станка

Страницы: 1 2

В табл. 1 приведены данные по смазке станка модели 16К20.

Таблица 1. Данные по смазке токарно-винторезного станка модели 16К20
Узел и деталь Способ смазки Марка смазочного материала Периодичность смазки Количество заливаемого масла, л
Шпиндельная бабка и коробка подач Автоматическая централизованная И-20А Непрерывная 17
Фартук То же И-30А » 1,5
Каретка и поперечные салазки Полуавтоматическая от насоса фартука И-30А 2 раза в смену Из резервуара фартука
Задние опоры ходового вала Ручная И-30А Еженедельная 0,03
Резцовые салазки суппорта и опоры винта привода поперечных салазок » И-30А Один раз в смену 0,02
Задняя бабка » И-30А Еженедельная 0,2
Сменные шестерни » Солидол синтетический   0,1 кг
Резцедержатель » И-30А Один раз в смену 0,01

Схема смазки резьбофрезерного полуавтомата модели 5Б63Г показана на рис. 95. Смазка механизмов бабки изделия осуществляется от плунжерного насоса 5, приводимого в действие эксцентриком, расположенным на валу 11 (см. рис. 60). Масло засасывается насосом через фильтр 7 (рис. 95) и подается в маслораспределитель, из которого самотеком поступает к подшипникам и зубчатым колесам. Для более надежной смазки подшипников шпинделя изделия предусмотрена фитильная смазка, для чего в корпусе имеются специальные ванночки, в которые масло поступает от плунжерного насоса, и с помощью фитилей непрерывно подается к подшипникам.


Рис. 95. Схема смазки резьбофрезерного полуавтомата 5Б63Г: а — схема; б — условные обозначения

Смазка механизмов фрезерной бабки производится аналогично смазке бабки изделия. Точно также плунжерный насос 5' приводится в движение эксцентриком вала IX (см. рис. 60) и подает масло в маслораспределители, из которых оно поступает к трущимся деталям фрезерной бабки. Для подшипников фрезерного шпинделя тоже предусмотрена фитильная смазка.

Смазку деталей механизма ускоренных перемещений осуществляют разбрызгиванием масла, залитого в корпус механизма. Уровень масла в корпусе должен быть таким, чтобы одно из зубчатых колес нижнего вала механизма было погружено в масло на высоту зуба.

Направляющие каретки и поперечные салазки, а также винты смазывают вручную с помощью плунжерного насоса 2 (см. рис. 95). Кроме того, для обеспечения постоянного подвода масла к винтовой паре механизма ускоренных перемещений предусмотрена фитильная смазка.

Масло в резервуары заливают через фильтры. Уровень масла в резервуарах устанавливают по маслоуказателю. Непрерывность подачи смазки от насосов к трущимся деталям определяют по поступлению масла в контрольные маслоуказатели. Остальные трущиеся поверхности деталей станка, такие, как направляющие задней бабки, винт и пиноль задней бабки, продольный шлицевый вал, оси рычага и кулачка, наружные зубчатые колеса смазывают вручную либо поливом из масленки, либо пресс-масленки 8, используя соответствующие жидкие или консистентные смазки. Ниже в табл. 2 приведены данные по смазке резьбофрезерного полуавтомата модели 5Б63Г.

Таблица 2. Данные по смазке резьбофрезерного станка модели 5Б63Г
Узел и деталь Способ смазки Марка смазочного материала Периодичность смазки
Бабка изделия Автоматическая централизованная И-20А Непрерывная
Фрезерная головка То же И-20А »
Направляющие каретки, салазок, винты Ручная от плунжерного насоса И-20А 3—4 раза в смену
Наружные зубчатые колеса и оси Ручная Солидол УС-2 Один раз в месяц
Направляющие задней бабки, шлицевой вал, оси рычага и кулачка » И-20А 3—4 раза в смену
Винт задней бабки » Солидол УС-2 1—2 раза в смену
Пиноль задней бабки » Циатим-201 То же
Механизм ускоренных перемещений Разбрызгиванием И-20А Непрерывная

На рис. 96 показана схема смазки гайконарезного автомата модели 2064. В станке отсутствует централизованная автоматическая смазка. Подшипники и зубчатые колеса механизмов привода и подачи смазываются разбрызгиванием масла, залитого в соответствующие коробки. Остальные трущиеся поверхности станка смазывают вручную согласно данным, приведенным в табл. 3.

Таблица 3. Данные по смазке гайконарезного станка модели 2064
Узел и деталь Способ смазки Марка смазочного материала Периодичность смазки
Механизм привода Разбрызгиванием И-40А Непрерывная
Механизм подачи То же И-30А »
Ползуны механизма подачи Ручной И-30А Один раз в смену
Плита механизма загрузки » И-30А То же
Ось ворошителя » И-30А »
Остальные трущиеся поверхности » Солидол Л При сборке


Рис. 96. Места смазки гайконарезного автомата модели 2064: 1 — механизм привода; 2 — ползун механизма подачи; 3— механизм подачи: 4 — ось ворошителя; 5 — плита

При работе на металлорежущих станках необходимо  постоянно следить за работой системы смазки, немедленно выключая станок при ее отказе, своевременно доливать масло в резервуары, содержать станок в чистоте, после окончания рабочей смены смазывать тонким слоем масла все наружные обработанные, но неокрашенные поверхности станка. Все это позволит сохранить точность станка и обеспечить его высокую производительность.