Смазка узлов станка
Страницы: 1 2В табл. 1 приведены данные по смазке станка модели 16К20.
Узел и деталь | Способ смазки | Марка смазочного материала | Периодичность смазки | Количество заливаемого масла, л |
Шпиндельная бабка и коробка подач | Автоматическая централизованная | И-20А | Непрерывная | 17 |
Фартук | То же | И-30А | » | 1,5 |
Каретка и поперечные салазки | Полуавтоматическая от насоса фартука | И-30А | 2 раза в смену | Из резервуара фартука |
Задние опоры ходового вала | Ручная | И-30А | Еженедельная | 0,03 |
Резцовые салазки суппорта и опоры винта привода поперечных салазок | » | И-30А | Один раз в смену | 0,02 |
Задняя бабка | » | И-30А | Еженедельная | 0,2 |
Сменные шестерни | » | Солидол синтетический | 0,1 кг | |
Резцедержатель | » | И-30А | Один раз в смену | 0,01 |
Схема смазки резьбофрезерного полуавтомата модели 5Б63Г показана на рис. 95. Смазка механизмов бабки изделия осуществляется от плунжерного насоса 5, приводимого в действие эксцентриком, расположенным на валу 11 (см. рис. 60). Масло засасывается насосом через фильтр 7 (рис. 95) и подается в маслораспределитель, из которого самотеком поступает к подшипникам и зубчатым колесам. Для более надежной смазки подшипников шпинделя изделия предусмотрена фитильная смазка, для чего в корпусе имеются специальные ванночки, в которые масло поступает от плунжерного насоса, и с помощью фитилей непрерывно подается к подшипникам.
Рис. 95. Схема смазки резьбофрезерного полуавтомата 5Б63Г:
а — схема; б — условные обозначения
Смазка механизмов фрезерной бабки производится аналогично смазке бабки изделия. Точно также плунжерный насос 5' приводится в движение эксцентриком вала IX (см. рис. 60) и подает масло в маслораспределители, из которых оно поступает к трущимся деталям фрезерной бабки. Для подшипников фрезерного шпинделя тоже предусмотрена фитильная смазка.
Смазку деталей механизма ускоренных перемещений осуществляют разбрызгиванием масла, залитого в корпус механизма. Уровень масла в корпусе должен быть таким, чтобы одно из зубчатых колес нижнего вала механизма было погружено в масло на высоту зуба.
Направляющие каретки и поперечные салазки, а также винты смазывают вручную с помощью плунжерного насоса 2 (см. рис. 95). Кроме того, для обеспечения постоянного подвода масла к винтовой паре механизма ускоренных перемещений предусмотрена фитильная смазка.
Масло в резервуары заливают через фильтры. Уровень масла в резервуарах устанавливают по маслоуказателю. Непрерывность подачи смазки от насосов к трущимся деталям определяют по поступлению масла в контрольные маслоуказатели. Остальные трущиеся поверхности деталей станка, такие, как направляющие задней бабки, винт и пиноль задней бабки, продольный шлицевый вал, оси рычага и кулачка, наружные зубчатые колеса смазывают вручную либо поливом из масленки, либо пресс-масленки 8, используя соответствующие жидкие или консистентные смазки. Ниже в табл. 2 приведены данные по смазке резьбофрезерного полуавтомата модели 5Б63Г.
Узел и деталь | Способ смазки | Марка смазочного материала | Периодичность смазки |
Бабка изделия | Автоматическая централизованная | И-20А | Непрерывная |
Фрезерная головка | То же | И-20А | » |
Направляющие каретки, салазок, винты | Ручная от плунжерного насоса | И-20А | 3—4 раза в смену |
Наружные зубчатые колеса и оси | Ручная | Солидол УС-2 | Один раз в месяц |
Направляющие задней бабки, шлицевой вал, оси рычага и кулачка | » | И-20А | 3—4 раза в смену |
Винт задней бабки | » | Солидол УС-2 | 1—2 раза в смену |
Пиноль задней бабки | » | Циатим-201 | То же |
Механизм ускоренных перемещений | Разбрызгиванием | И-20А | Непрерывная |
На рис. 96 показана схема смазки гайконарезного автомата модели 2064. В станке отсутствует централизованная автоматическая смазка. Подшипники и зубчатые колеса механизмов привода и подачи смазываются разбрызгиванием масла, залитого в соответствующие коробки. Остальные трущиеся поверхности станка смазывают вручную согласно данным, приведенным в табл. 3.
Узел и деталь | Способ смазки | Марка смазочного материала | Периодичность смазки |
Механизм привода | Разбрызгиванием | И-40А | Непрерывная |
Механизм подачи | То же | И-30А | » |
Ползуны механизма подачи | Ручной | И-30А | Один раз в смену |
Плита механизма загрузки | » | И-30А | То же |
Ось ворошителя | » | И-30А | » |
Остальные трущиеся поверхности | » | Солидол Л | При сборке |
Рис. 96. Места смазки гайконарезного автомата модели 2064: 1 — механизм привода; 2 — ползун механизма подачи; 3— механизм подачи: 4 — ось ворошителя; 5 — плита
При работе на металлорежущих станках необходимо постоянно следить за работой системы смазки, немедленно выключая станок при ее отказе, своевременно доливать масло в резервуары, содержать станок в чистоте, после окончания рабочей смены смазывать тонким слоем масла все наружные обработанные, но неокрашенные поверхности станка. Все это позволит сохранить точность станка и обеспечить его высокую производительность.