Цветное стекло

Особое место среди художественного стекла занимает цветное стекло. Драгоценные камни и разные породы, как мрамор, малахит, гранит, яшма, отличаются своей окраской. Стекло же может иметь любую окраску, и эта окраска будет присуща ему, потому что оно уже варится в задуманном цвете. В нашей стране, как нигде в мире, тонко разработана самая совершенная палитра цветного стекла. И для стекла каждый цвет в любом оттенке является органически присущим ему, «своим» собственным цветом.

Любого цвета стекло может быть прозрачным и, пропуская свет, будет окрашивать своим цветом все окружающее. Стекло может создавать радужное переливание с золотыми отблесками и, делаясь менее прозрачным, превращаться в опаловое полупрозрачное стекло. В любом цвете стекло может также делаться и непрозрачным, но сохранить яркость цвета или, наоборот, придать ему блеклость, туманность. Можно также получить цветное стекло, переливающееся от светлого к темному тону в одном куске равномерно, или пятнами, или полосами, или мраморным рисунком. Можно вкраплять в стекло металлические блестки или сделать кусок стекла многоцветным, с пятнами других цветов.

Для отделок пользуются не только прозрачными цветными стеклами, но и непрозрачными, заглушёнными. Степень заглушения бывает разная — от едва заметной мути до непрозрачной белой, как молоко, массы. Слабо заглушенные стекла называются опаловыми. Без подкраски, в отраженном свете в них заметна легкая синева, а в проходящем свете — желтизна. Сквозь них можно смотреть, как сквозь тюль или газ.

Цвет стекла всегда зависит от условий освещения. При свете ламп фиолетовое стекло кажется почти коричневым, красное и оранжевое делается более ярким. Урановые стекла переливаются всеми оттенками зеленого и желтого цветов с золотистым сверканием при боковом освещении, а в темноте, под действием невидимых ультрафиолетовых лучей, они также переливаются разными красками.

В стеклянных изделиях цвет бывает сплошным и накладным, когда на основной массе белого стекла делается тонкий слой цветного стекла. Может быть и многослойное накладное стекло, с которого в нужных местах снимают различные участки наложенных цветных слоев. Например, для получения какого-либо пейзажа делают трехслойное стекло, сложенное из прозрачного красного, желтого и синего стекла.

Если ни один слой не снимается, получается коричневый цвет. Снимая то один, то два слоя, то сверху, то снизу, художник получает шесть разных цветов, из которых можно создать целую картину.

Таким образом была изготовлена юбилейная ваза в метр высотой — дар Ленинграда белорусскому народу (1949 год). Ваза состояла из трехслойного — бесцветного, молочного и красного — стекла.

К 150-летию со дня смерти русского полководца А. В. Суворова была сделана ваза в 1,5 метра высотой, также из трехслойного — синего, молочно-белого и бесцветного — стекла. Гранили вазу круглым колесом, причем рисунок наносили на синем стекле с молочно-белой подкладкой. Получается прозрачный рисунок с тонким белым кантиком по всему периметру. Портрет Суворова и эмблемы получены методом глубокого травления.

Художественные изделия из накладного многослойного стекла делают следующим образом.

Получив из бесцветной массы пузырь нужной величины и формы, стеклодув опускает его в расплавленную цветную стекломассу. Таким образом получается сосуд из двухслойного стекла.

Мастера-шлифовальщики по чертежам выводят на форме сложные узоры, обнажая бесцветный слой.

Большое количество цветного стекла в последнее время идет на мозаики. Здесь применяют не только прозрачные и заглушенные смальты, но и так называемую «кантарель». Это прозрачная смальта на непрозрачном фоне.

Витражи в наше время, когда делаются большие листовые стекла, изготовляют матовой гравировкой, или травлением по многослойному цветному стеклу, или набором мелких цветных кусочков между двух прозрачных листов.

К витражному изображению относится также совершенно новый вид так называемой «сияющей мозаики». Цвета сияющей мозаики — это цвета мыльных пузырей или нефтяных пятен на воде, но отличаются они особой яркостью — сиянием. Эти цвета получаются при рассматривании бесцветных прозрачных минералов: листочков слюды, талька, гипса, а также целлофана, зажатых между двумя пленками стекла специального состава.

Чтобы получить сияющую мозаику, кладут на бесцветный лист стекла пленку особого состава, к которой приклеивают различной толщины листочки слюды, талька, гипса, волокон асбеста или целлофана. При этом выкладывают таким образом нужный мозаичный рисунок. Этот рисунок покрывается второй пленкой и сверху вторым листом бесцветного стекла.

Каждый кусочек из этих бесцветных минералов между пленками дает какой-нибудь один сияющий цвет, в зависимости от толщины листочка.

Цветное стекло употребляется и в архитектуре — для украшения внутренних стен здания и наружного его вида. Впервые цветное стекло с этой целью было применено известным русским архитектором Растрелли в XVIII веке для украшения комнат Большого дворца в городе Пушкине.

Большие пластины цветного стекла были положены на мятую цветную фольгу, отчего получалась иллюзия каких-то неизвестных каменных пород. Архитектор Камерон в комнатах Екатерины II ввел внутрь цветных стеклянных колонок серебряную парчу.

Советская архитектура вводит, как украшение, рельефные цветные карнизы из стекла.

Если карниз должен быть золотой, его делают из желтого прозрачного стекла на окрашенном бронзовой краской фоне.

Центральное здание величайшего в мире дворца науки — Московского университета имени Ломоносова на Ленинских горах — увенчано золотым шпилем. Этот шпиль кажется выложенным листовым золотом. На самом же деле он сделан из стекла. Окрашенное углеродом золотисто-желтое стекло с обратной стороны покрыто алюминием методом пульверизации. Укрепленные на металле, эти куски стекла создают полную иллюзию золотого покрытия.