Бродячие „гуты" и первые заводы

Монгольское нашествие надолго приостановило развитие блестящей и глубокой культуры Киевской Руси. Огромный ущерб потерпело и развитие промышленности. Города были разграблены, мастерские разрушены, мастера уведены в плен в далекую Монголию. Та же участь постигла и стекольное производство. После разрушения
мастерских в Киеве они уже не восстанавливались, и стеклоделие прекратилось в центральной и восточной части России до XVII века.

Западные области России раньше освободились от монгольского ига, и там уже с XVI века существовало стеклянное производство. Но это были мелкие мастерские, расположенные в деревнях и в лесах. Возможно, что уцелевшие от монгольского плена мастера прятались в лесах, где продолжали свое дело, передавая знания своим последователям. Таких мелких мастерских было много на Черниговщине и на Волыни. Назывались они «гутами» («гута» в переводе: «печь»).

Каждая такая мастерская представляла собой сарай с небольшой печью, рассчитанной на несколько горшков.

Сарай ставили обычно на полянке среди густого леса, потому что топлива шло очень много. Постепенно лес вокруг «гуты» вырубали и он отступал все дальше от сарая. Доставлять его было трудно. Тогда разбирали сарай с печью и переносили на новое место, снова в лес или на его опушку.

В «гутах» выделывали простую посуду выдуванием, без специальной формы. Поэтому графины, кувшины и другие сосуды не имели правильных очертаний. Эту посуду обыкновенно раскрашивали масляными красками и украшали накладыванием стеклянных нитей и жгутов. Рисунки были яркие и веселые. Среди кувшинов часто встречались кувшины в виде медведя, стоящего на задних ногах и раскрашенного масляной краской.

Это украинское стекло находило сбыт не только на Украине, но и в Москве, в Варшаве, в Риге. Его вывозили также в Румынию, Турцию и Германию.

В Москве это стекло называлось черкасским.

Первый стекольный завод в России, в сорока верстах от Москвы, был организован и «весь сполна заведен» в 1635 году. Построил его Антон Коет — сын пушечного мастера Юлия Коета, которого царь Михаил Федорович выписал из Швеции. В пустоши Духанино поставили несколько бревенчатых изб и сложили в них плавильные печи, на несколько горшков каждая.

За четыре с половиной века, которые прошли после разорения монголами стекольных мастерских в Киеве, стеклянная посуда почти совсем исчезла из обихода русских людей. Ели на глиняной и деревянной посуде. Царские ковши и чары были оловянные или луженые медные, реже серебряные.

Окна затягивали бычьим пузырем или холстиной, пропитанной жиром. Слюдяные и стеклянные окна были слишком дороги и встречались только в зажиточных домах. Оконницы представляли собой мелкую железную сетку, в ячейки которой вставляли маленькие стеклышки.

Духанинский завод стал производить эти небольшие оконные стекла, разные «скляницы» для аптеки и самую простую посуду. Стоила такая посуда очень дорого, и не все могли ее покупать. За обыкновенный ковш или кубок надо было отдать целого теленка, хотя стекло было зеленоватое и невысокого качества.

Через тридцать лет возник второй завод — в селе Измайлове под Москвой. Это уже был казенный завод. Здесь работали главным образом мастера-стеклодувы, русские и украинцы. Этот вновь основанный завод должен был прежде всего снабдить стеклянной посудой царский двор, где уже начали пользоваться венецианским стеклом.

Несколько иноземных мастеров проработали на этом заводе недолго, так как русские быстро овладели техникой и даже превзошли своих учителей в мастерстве.

Спрос на стеклянные изделия был настолько велик, что вскоре возникли еще два завода: один в селе Воскресенском, другой — у Тайницких ворот в Москве.

Измайловский завод производил посуду двух сортов: белую прозрачную и более грубоватую из зеленоватого стекла. Выделывали и «потешные» вещи, например, рюмку в два с половиной метра высотой, в которую помещалось два ведра вина.

Русские мастера делали посуду свободным выдуванием, не выдувая ее в готовые формы. И, несмотря на это, бокалы, кувшины, братины и стаканы были красивы и правильных очертаний. Украшали их стеклянными лентами, жгутами, розетками, филигранью и росписью золотом и цветными эмалями.

Песок, годный для производства стекла, копали на реке Истре, впадающей в Москву-реку в двенадцати верстах от города. С Истры песок привозили на стекольные заводы, выстроенные в местах, богатых лесом. Ежегодно каждый завод употреблял на топливо тысячу кубометров березовых дров. Работало на заводах не больше шести — восьми мастеров-стеклоделов, кроме трубочистов и истопников. Золу, необходимую для стекла, пережигали из осиновых и еловых дров окрестные крестьяне. В изобилии привозили они такую золу на заводы и продавали по 12 копеек за тонну.

В XVII веке, несмотря на четыре стекольных завода под Москвой, стекла в Москве все же не хватало. Известно, например, что в 1671 году из-за границы через Архангельск было ввезено в Москву 64 дюжины разных «скляниц» и 170 бутылок.