Хрустальная грань

Самым ценным свойством стекла является не только его прозрачность, но главным образом его оптические свойства в сочетании с прозрачностью. Преломляемость света в стекле является главным источником его художественных качеств. Для большей преломляемости в его состав вводятся свинец и барий, и тогда оно блестит, как настоящий горный хрусталь. Это сходство с хрусталем и навело мастеров на мысль гранить стекло наподобие драгоценных камней. Такая алмазная грань придает хрустальному стеклу живость, блеск, игру и напоминает игру света в алмазе.

Вблизи от источника света граненое стекло не только усиливает световое излучение, но и само «несет» в себе свет. В XVIII веке было очень модно делать люстры, светильники, подсвечники из граненого стекла. Но, для того, чтобы многоценный и трепещущий блеск хрустальных люстровых подвесок при полном освещении давал сплошное сверкание, надо было знать законы преломления и отражения света, свойство трехгранной призмы разлагать белый луч света на составные цвета.

Поэтому при составлении люстры или светильника имело большое значение, как подвешены и закреплены отдельные составные хрустальные части: листья, гирлянды, слезки, палочки, розетки.

После открытия электричества, когда свечи в люстрах были заменены электрическими лампочками, источник света из подвижного, колеблющегося стал неподвижным и поэтому стала гораздо слабее «игра» граненого хрусталя. В настоящее время в лаборатории Ленинградского завода художественного стекла удалось установить, какие должны быть углы алмазной грани, при которых поверхность грани начинает так блестеть и светиться, как будто стекло изнутри заряжено светом.

Сила блеска в гранях зависит не только от угла грани, но и от показателя преломления для данного вида стекла. Источник света должен быть расположен только снаружи граненого изделия, — иначе блеск грани пропадает совсем. Современные технические приемы достигают того, что блеск грани кажется ярче блеска самого источника света. И оптические эффекты стекла достигаются при современном освещении такие же, как при мерцании большого количества свечей, отражающихся в дрожании свободно подвешенных хрустальных деталей.

До недавнего времени единственным способом гранения стекла было прижимание стекла к режущему краю вращающегося круга. Работу гранильщика можно было сравнить с работой художника, которого заставили водить бумагой по концу закрепленного на весу карандаша.

В 1938 году, при изготовлении деталей хрустального фонтана для советского павильона на международной выставке в Нью-Йорке, впервые был введен метод гранения стекла бормашинами. Небольшой вертящийся гранильный круг прикреплен к гибкому валу. Гранильщик водит этим кругом по стоящему неподвижно стеклу.

Фонтан для советского павильона был в 4,2 метра высотой и состоял из 77 хрустальных деталей. Это было первым достижением советского художественного стеклоделия, и неудивительно, что фонтан вызывал всеобщее удивление и восхищение.

Для того чтобы сделать такой фонтан, надо было проявить немало мастерства и изобретательства. Надо было плотно пригнать друг к другу куски хрусталя, замаскировать хрусталем внутренний металлический, одетый в бронзу, каркас, служивший одновременно для подведения и отвода воды. Сложность конструкции зависела главным образом от высоты фонтана и от веса хрусталя, бронзы и воды.

Подножие фонтана было украшено пестрыми витражными коврами, бронзой и хрусталем. Каркас был маскирован матовыми экранами и бронзовой решеткой. Верхняя часть фонтана была без каркаса — в расчете на напор воды внутри всей системы. Она представляла собой прозрачный бесцветный хрусталь в сочетании с находящейся в движении водой. Чаша была сделана из толстого, слегка прогнутого листа хрусталя. Завершался фонтан хрустальным снопом. Стебли из хрустальных трубок заканчивались хрустальными зернами ржи. Вода поднималась по стеблям в зерна и из них 250 струями падала вниз, в чашу, сливаясь в глазах зрителя с хрусталем и образуя пышный сноп. Из чаши, через специальные отверстия вода уходила в канализацию.