Ученый, писатель и скульптор

Советский ученый и замечательный практик Н. Н. Качалов всегда любил не только науку, но и искусство. Он видел в стекле прекрасный декоративный материал, способный воспринимать исключительные по яркости и сочности окраски и дающий неподражаемую игру света в граненых изделиях. Кроме того, он знал, что стекло, наподобие благородного камня, может дать бесконечные переходы от кристальной чистоты и прозрачности до полной заглушенности.
Глубокий знаток стекла, Н. Н. Качалов считал, что огромные возможности, таящиеся в стекле, еще далеко не использованы в современном искусстве. В прошлом стекло как раз только служило материалом для небольших художественных изделий. Почему же теперь, когда усовершенствованы и механизированы процессы стеклоделия, не наладить производства художественного стекла?
Однажды Н. II. Качалов был на охоте с писателем А. Н. Толстым. От зари до зари бродили они по лесам и болотам в сопровождении своих собак, охотясь на тетеревов. Было это на берегах озера Селигер, широкие водные просторы которого пестрели большими и малыми островами. Охотники часто смотрели с крутого обрыва на озеро, на песчаную отмель под обрывом, на косматые чащи островов. Они любовались гладью широкого озера и уголками русской старины: гранитной старой стеной, окружавшей один из островов, потемневшими куполами одиннадцатого века, проглядывавшими сквозь деревья, и светлыми очертаниями далекого города Осташкова.
Друзья мирно беседовали и открывали друг другу свои новые замыслы. Здесь Н. Н. Качалов впервые рассказал А. Н. Толстому о своем новом увлечении художественным стеклом и заразил писателя своей идеей — добиться организации производства художественного стекла в Советском Союзе.
— До Октябрьской революции стеклянным изделиям  придавались формы, заимствованные из техники обработки металлов, дерева, бронзы, — говорил Качалов. — Эти приемы выделки не подходят к стеклу! Надо создать другие, более совершенные формы, руководствуясь не только рисунком художника; их надо создать в коллективном содружестве художника, мастера-стеклодува и инженера-технолога. Пока мастер будет выдувать по рисунку стекло в форму, тут же надо вносить изменения, сообразно свойствам стекла, и тут же изобретать новые способы выработки.



В Москве Н. Н. Качалов уже об этом говорил с художницей и скульптором В. И. Мухиной, которую стекло заинтересовало как новый скульптурный материал.
Встретившись зимой 1939 года, все трое — Качалов, Толстой и Мухина — написали письмо о том, что необходимо развить производство художественного стекла в нашей стране. Они писали, что художественные стеклянные изделия, продающиеся в магазинах, являются подражанием западноевропейскому стилю и не отвечают требованиям советской действительности, что стекло представляет собой исключительный по красоте и прочности материал и что стекло открывает перед искусством ваяния новые возможности, недоступные для других материалов.
Правительство поддержало эту инициативу, и в 1940 году было отпущено полтора миллиона на организацию завода художественного стекла. Тогда же на Ленинградской зеркальной фабрике был создан экспериментальный цех художественного стекла, консультантами которого были приглашены Н. Н. Качалов и В. И. Мухина. Вскоре затем фабрика была преобразована в Завод художественного стекла, тесно связанный с кафедрой стекла Химико-технологического института в Ленинграде. Эта кафедра была организована еще в 1930 году, и руководителем ее был Н. Н. Качалов.


Производство стекла


© Stroitelstvo-New.ru 2006-2015 Копирование без прямой ссылки запрещено | Политика конфиденциальности | Написать администратору |