Страницы: 1 2 3 4

Киевская Русь

Но откуда же русские брали в то время мрамор, шифер, мозаики для отделки зданий? Ни мрамор, ни шифер на Руси еще тогда не добывались. Оказывается, огромные мраморные колонны и плиты были привезены из-за Черного моря, куски шифера — с Карпат, яшма — из Крыма.

А стекло и стеклянные мозаики? Их могли привезти из Италии и из Византии. Многие так думали, потому что нигде не сохранилось никаких следов мастерских, где русские мастера могли бы варить стекло.

Постепенно мозаики стали находить не только в Киеве, но и в других городах древней Руси. Вместо греческих надписей над различными мозаичными картинами были обнаружены славянские надписи. И характер рисунка встречался совсем непохожий на византийский. У специалистов росло убеждение, что мастера, исполнявшие эту мозаику, могли быть только русскими.

К тому же большая любовь русских времен Киевской Руси украшать здания мозаикой и трудность мозаичного дела навели ученых на мысль, что эти работы могли быть выполнены только при существовании мозаичной мастерской в самом Киеве. И эта мастерская должна была работать еще со времен Владимира Мономаха.

Но в летописях ничего не сказано о стеклоделии в Киеве. Только во второй половине X века, во времена Ольги и Святослава, некий ионах Теофил из монастыря близ Гессена писал, что искусство эмалей «открыла Руссия». Эмали же представляют собой истолченное в порошок и затем сплавленное в жидкую массу легкоплавкое непрозрачное стекло. Этой жидкой расплавленной массой заливались изразцы, глиняная посуда и ею же заполнялись углубления на металле при выделке разных ювелирных украшений. Если на Руси выделывались эмали, то выделывалось и стекло.

Интересно, что во Франции производство эмалей началось только в XI веке, — на сто лет позднее, чем в России.

Монгольское нашествие в начале XIII века надолго остановило на Руси развитие культуры. В 1240 году монгольская орда разрушила Киев. Как густая туча, налетели монголы на Город. Скрип бесчисленных телег, рев верблюдов и волов, ржание коней и крики неприятеля были так оглушительны, что защитники Киева почти не слышали слов команды. Стенобитные орудия работали день и ночь, «стрелы омрачали воздух, копья трещали и ломались». Постепенно разрушались земляные валы вокруг города, рухнула земляная стена Детинца, и Десятинная церковь стала последним оплотом киевлян.

Безоружное население спасалось в ней вместе со своим имуществом. Большинство взобралось на хоры. Но хоры не выдержали и обрушились. Скоро обвалились и остатки каменных стен, и от великолепного здания остались только груды развалин. В то же время рухнул и дворец княгини Ольги, выстроенный еще в половине X века. Это было двухэтажное кирпичное здание с богатым внутренним убранством. В его развалинах и в развалинах Десятинной церкви были найдены потом куски мрамора, шифера и яшмы, остатки цветных мозаик, мозаичных полов и куски разных стекол.

Только через шесть с половиной столетий — в 1907 — 1908 годах — начались раскопки древнего Киева. И под развалинами Десятинной церкви были, наконец, обнаружены остатки древней стеклоделательной мастерской. Эта мастерская помещалась на приусадебном участке рядом с церковью. Здесь сохранились погребенные на много веков остатки глиняных печей, глиняные горшки для варки стекла и большое количество стеклянных бус, браслетов, колец. Часть из них была, по-видимому, смята во время выделки. Кроме украшений были также найдены стеклянные плитки разных цветов, которыми выкладывались полы.