Страницы: 1 2

Мозаика Ломоносова

Кроме обширной лаборатории с печами для варки смальт и печами для отжига, кроме кладовых для материалов и для готовой посуды, в Усть-Рудице была мастерская, где работали мозаичисты (мастера, делающие мозаики) и граверы по стеклу.

Ломоносова увлекала мысль, что мозаики гораздо долговечней всякой живописи. Если картины, написанные масляными красками, сохраняются несколько сот лет, то картины из мозаики сохраняются тысячелетиями. И Ломоносов решил возродить мозаичное дело, которое в X—XII веках стояло в России так высоко.

Ко времени основания Усть-Рудицкой фабрики настоящими мастерами-мозаичистами были ученики Ломоносова — Матвей Васильев и Ефим Мельников. Это были молодые художники из Рисовальной палаты Академии наук, которых Ломоносов выбрал себе в помощники. Оба были талантливы и оба, как и сам Ломоносов, вышли из народа. Отец Васильева был матросом, а отец Мельникова — мастеровым. Когда Васильев попал в ученики к Ломоносову, ему было не больше 16 лет, а Мельникову и того меньше.

В Усть-Рудице число мозаичистов пополнилось обученными стеклянному и мозаичному делу местными крестьянами. Игнат Петров талантливо набирал мозаики, лепил цветы из неостывшей стеклянной массы и умел выдувать термометры. Андрей Никитин и Федор Петров набирали в мозаиках «простые» места, фон картины. А Иван Сергеев и Иван Мартынов умели «тянуть» мозаичные составы. Они вытягивали длинные прутья цветного стекла, которые затем разламывали на мелкие куски для набора картин и портретов.

Мозаичная мастерская Ломоносова существовала неполных 20 лет.

Цветные смальты из Усть-Рудицы направлялись в Ораниенбаум для украшения комнат Китайского дворца, который Растрелли перестраивал для Елизаветы. Этими мозаиками был выложен пол в стеклярусном кабинете. По отзывам современников, он был похож на «цветистый ковер, богатый, как россыпь драгоценных самоцветов».

К сожалению, полы Китайского дворца не сохранились, но зато имеются выложенные смальтами обрамления двух портретов над дверьми. Сохранились также три стола, у которых верхние доски и ножки набраны из смальт Ломоносова по рисунку архитектора А. Ринальди.

Для полов смальту отливали наподобие толстых зеркальных стекол и затем кололи на плитки. Искусные мастера гранильной фабрики придавали этим плиткам любые очертания обточкой, как при гранении драгоценных камней.

На украшения дворцов в Ораниенбауме пошло несколько сот пудов ломоносовской смальты.

Из Усть-Рудицкой мастерской вышло около 40 мозаичных картин и портретов, из которых сохранились не все. Некоторые из них сделаны самим Ломоносовым, выработавшим собственную технику и особые приемы мозаичной работы.

Итальянские мастера набирали мозаики мелкими кусочками смальт, окрашенными во множество цветовых тонов. Этот прием давал тонкие, постепенные переходы цветов и делал мозаики похожими на масляную живопись. Обыкновенно итальянские мозаики были копиями картин и всегда отличались приглушенностью красок и какой-то мертвенностью изображения.

Ломоносов же сознательно не хотел подражать масляной живописи. Его смальты отличались глубокими и сильными тонами, и он выкладывал мозаику крупными кусками, часто неправильной формы, и никогда не боялся резких переходов. Поэтому его мозаики являются самостоятельным, ярким и самобытным искусством.

Вышедший из народа ученый и одновременно художник, Ломоносов всегда стремился к правдивости и мощи. Ему было чуждо слащавое искусство феодально-дворянской Европы, и в своих произведениях он смело давал только правдивые и выразительные образы.

Первой мозаичной работой, сделанной самим Ломоносовым, была копия богоматери с картины одного неаполитанского мастера. Ломоносов работал над этой мозаикой полгода. Вот что он про нее пишет: «Всех составных кусков поставлено больше четырех тысяч, все моими руками, а для изобретенья составов делано тысяча сто восемьдесят опытов в стеклянной печи».

Картина была набрана в кованую медную «сковороду» с медленно сохнущей мастикой, склеивающей кусочки смальт. Такие сковороды стали употребляться для всех ломоносовских мозаик, потому что предохраняли мозаичный набор от перегибов. Эта картина была поднесена Елизавете в 1752 году как образец мозаики. Поднес ее Ломоносов вместе с челобитной об открытии мозаичной фабрики.

Портрет Петра Первого, человека, всегда привлекавшего Ломоносова своей силой и широким размахом деятельности, сделан самим Ломоносовым с большой любовью и вдохновением. Это было произведение настоящего художника, опередившего свой век по краскам и технике выполнения. В настоящее время этот портрет находится в ленинградском Эрмитаже.