Подземные дворцы

— У нас есть все для изготовления художественного и строительного стекла! И варить умеем, и владеем большим количеством первосортного сырья. И цветное стекло научились варить. Лаборатория профессора Варгина специализировалась на этом.

У нас и руки есть, золотые руки прославленных мастеров. И художники есть, и замечательные строители!..

Приблизительно так говорил с большим увлечением профессор Н. Н. Качалов, когда начиналось строительство ленинградского метро. Н. Н. Качалов мечтал и добивался осуществления своей мечты. Он хотел создать на ленинградском метро подземные станции из строительного стекла, украшенные художественным стеклом; он хотел на деле показать всю исключительную стойкость и красоту нового материала.

Действительно, пластичность, твердость, прочность, прозрачность, неограниченность в подборе цветов этого необычного по свойствам материала открывали перед стеклом исключительные возможности его использования. Настало время, когда стекло уже по праву требовало своего места рядом с гранитом, мрамором и яшмой.

В самом деле, что делает такими красивыми станции московского метро, прославившегося на весь мир? Почему так сияют и играют красками все эти подземные мраморные и гранитные галереи и залы? Что делает их такими нарядными? Конечно, стекло!

Светильники, торшеры, люстры сделаны из хрустального матового и цветного стекла. Каждая люстра — произведение искусства. Торшеры — в виде хрустальных или матовых колонн, оканчивающихся светильниками в форме ваз или цветов. Матовые и цветные стеклянные щиты, украшенные орнаментами. Люстры из молочного стекла и люстры-факелы с лампами дневного света. Люстры из хрусталя и люстры, несущие абажуры из опалового с жемчужным отливом стекла. Стенники в виде стеклянных раковин.

Стеклянные вставки из прессованного стекла. Витражи, цветные и матовые, освещенные изнутри. Цветные мозаичные панно на сводах, мозаичные фризы, мозаики на плафонах и грандиозные мозаичные картины на стенах. Все это несказанно украшает подземные залы московского метро из цветного мрамора и гранита, иногда облицованные блестящей сталью и бронзой.

Н. Н. Качалов был прав, что в нашей стране есть все возможности для создания стеклянных дворцов, когда предлагал проект стеклянных станций для ленинградского метро.

В настоящее время художественное стекло вместе со строительным применено на строительстве ленинградской метростанции «Автово».

Здесь созданы длинные ряды прозрачных колонн из хрусталя с барельефными изображениями на тему обороны Ленинграда, исполненными способом алмазной грани и гравировки.

До сих пор стеклянные колонны применялись только архитектором Камероном в Екатерининском дворце в городе Пушкине и архитектором Старовым, поставившим колонны из розового стекла в Зимнем дворце. Этим исчерпываются все попытки делать хрустальные колонны в зданиях. На станции «Автово» хрустальные колонны впервые служат не только украшением, но и прочной опорой для потолка.

На заводе художественного стекла был сделан целый ряд опытов, в результате которых созданы колонны со спиралеобразной системой отделки, причем витки спирали, подобно Траяновой колонне, поднимаются до соединения с капителью. В середине хрустальных колонн проходят невидимые металлические опоры. Чтобы стекло колонн осветилось изнутри, источник света помещен в верхней части колонны. Он создает слабый поток света, который, струясь по внутренней поверхности, подчеркивает красоту хрусталя.

16 хрустальных колонн, в 5 метров высотой каждая, светящихся изнутри мягким светом на фоне темно-красных стен из чешуйчатого стекла, и рассеянный свет из матовых, вделанных в потолок, плоских люстр, тональность подобранных красок и сверкание хрусталя на модели станции производят неотразимое впечатление.