Скульптура из стекла

В. И. Мухина, увлеченная производством художественного стекла, заинтересовалась этим новым податливым, гибким, вязким материалом для своих произведений. Художница сделалась частым посетителем завода. Сделав дома рисунок бокала или вазы, она приезжала на завод, надевала рабочий халат и вставала около горшковой печи рядом с мастером-стеклодувом. Мухина показывала свой рисунок мастеру и внимательно следила за тем, как выдувался блестящий пузырь. В процессе формования она делала свои замечания, и нередко с мастером они на ходу разрешали возникающие перед ними затруднения. Прислушиваясь к замечаниям художницы, мастер формовал бокал. Так, соединяясь вместе, таланты художницы и стеклодува создавали вещи, радовавшие глаз и красотой своих форм и окраской.

Когда появлялась необходимость в изменении каких-то свойств стекла, когда оно не поддавалось почему-либо желаниям художницы и мастера, они обращались за консультацией на кафедру стекла и к ее руководителю Н. Н. Качалову.

На кафедре ставились опыты, вырабатывались технические приемы, и стекло, приобретя новые свойства, снова делалось послушным материалом в искусных руках и воплощалось в новое художественное произведение.

В. И. Мухина видела, что стекло можно отливать в формы, как металл, мять и прессовать, как глину, что оно делается блестящим или матовым по желанию и передает все мельчайшие изгибы, пластичность и красоту линий.

Убедившись в покорности материала, В. И. Мухина решила попробовать создание скульптуры из стекла. Но как ее технически сделать? Глину художник может мять руками, обрабатывать податливую массу пальцами. Из мрамора художник может высекать скульптуру инструментами. А как быть со  стеклом? К горячему стеклу не прикоснешься, из глыбы холодного стекла высечь скульптуру невозможно. Оставался только способ выливания расплавленной стеклянной массы в формы, наподобие бронзовых скульптур.

Но тут возникли новые трудности. В какие формы выливать стекло? Из какого материала их делать? Форма должна быть достаточно прочной, чтобы не разрушиться под давлением расплавленного стекла, и вместе с тем она должна быть достаточно хрупкой, чтобы легко отделяться от стекла после отливки. Кроме того, стенки формы должны быть очень гладкими, чтобы не испортить поверхности стеклянной скульптуры, и в то же время достаточно пористыми для выхода воздуха, вытесняемого из формы по мере ее заполнения расплавленным стеклом.

Несколько лет работали химики над решением этих вопросов на кафедре стекла, пока, наконец, не были преодолены все трудности и не была выработана технология производства стеклянных скульптур и барельефов.

В. И. Мухина была первым скульптором в мире, создавшим скульптуру из стекла, и первым произведением был бюст Н. Н. Качалова — основоположника производства художественного стекла в нашей стране.

В своей двухсветной мастерской лепила В. И. Мухина бюст Н. Н. Качалова из пластилина на металлическом каркасе. Это было только началом сложной и трудоемкой работы. Когда пластилиновая скульптура была готова, ее залили гипсом для получения гипсовой формы, по которой производили гипсовую отливку модели. Гипсовую модель В. И. Мухина исправляла, и затем по ней отливалась вторая гипсовая форма, состоящая из кусков, чтобы ее легче было снять.

Кусковую форму заливали чистым пчелиным воском. Получалась восковая модель. С нее снимали кусковую форму; художница исправляла модель; затем на нее руками намазывали тестообразный состав будущей окончательной огнеупорной формы.

Эту форму просушивали несколько дней на воздухе, потом из нее вытапливали воск и пустую форму обжигали в печи в течение 20 часов при температуре в 850° С. Затем она остывала 2—3 дня и, уже остывшая, ставилась в печь. Через специальное отверстие в нее укладывали глыбу стекла или несколько кусков стекла, которые, расплавляясь, заполняли все углубления и изгибы- формы. Печь нагревали в течение 30 часов до температуры 850° С. Эту температуру выдерживали 2 часа, а затем печь охлаждали в течение 10—12 дней. После этого форму разбирали и из нее вынимали горячую скульптуру.

Получение стеклянных скульптур оказалось очень сложным. Но самым трудным в их создании оказалась борьба с прозрачностью стекла — с его основным свойством.

При просвечивании скульптуры насквозь рельефы двух сторон — противоположной от зрителя и близлежащей — накладываются друг на друга  и этим сглаживают впечатление. Поэтому проще всего, казалось бы, сделать скульптуру матовой, лишить ее прозрачности. Однако при матовой поверхности, при некоторых неудачных положениях скульптуры относительно света, тоже теряется ясность изображения.

Наиболее выгодной для стеклянных скульптур оказалась полупрозрачная матовость. Такими являются скульптуры: бюст А. С. Пушкина художника И. П. Витали, статуэтка красноармейца художника П. Я. Данько, женский торс, бюст Н. Качалова, сидящая девушка-художница лауреата Сталинской премии Б. И. Мухиной, барельеф «Партизанка» работы художника И. М. Рабиновича.

Скульптуры могут быть бесцветными и окрашенными, опалово-мутными, молочно-белыми и наполовину прозрачными. Скульптуры из стекла еще раз доказали, каким удивительным материалом является стекло, — материалом, передающим мягкость форм, пластичность и гибкость линий, настроение и мысль художника.