Состав старых стекол

У Плиния записан рецепт стекла, который был в ходу в древнем Риме. И современные ученые, произведя анализы старинных стекол, узнали, что в общем состав древнего стекла тот же, как и простого оконного стекла в наше время.

В некоторых старинных стеклах найдено значительное количество элемента калия. По-видимому, для приготовления этого стекла служила зола растений. В золе имеется поташ, который теперь применяется при варке стекла.

Стекло в Киевской Руси приготовляли из тонкого речного песка, поташа, полученного из золы растений (обыкновенно из клена, ясеня, вяза или осины), извести, и иногда пользовались и поваренной солью. Для того чтобы стекло легче плавилось, прибавляли в него окислы свинца. Окрашивали стекло только легкодоступными красителями.

Окись меди окрашивала в зеленый и в зеленовато-синий цвет, часто встречающийся в старинных браслетах. Желтый цвет получался при добавлении серы. Фиолетовый — добавлением двуокиси марганца, залежи которого имеются по нижнему течению Днепра.

Та же двуокись марганца, в случае введения ее в небольшом количестве, служила для обесцвечивания стекла. При приготовлении из неочищенного песка стекло получалось полупрозрачным и мутно-зеленым.

Это происходило вследствие содержания в песке малых примесей железа. Двуокись марганца маскировала эту неприятную зеленоватую окраску.

Песок, служащий для приготовления лучших сортов стекла, не должен по возможности содержать железо. Последнее обычно находится в виде окиси на поверхности чистых кристалликов кварца, из которых состоит песок.

Кроме красителей, иногда употреблялись глушители — вещества, делающие стекло непрозрачным. Глушителями служили окись олова и костяная мука.

Во второй половине XVII века в Чехии было получено стекло со значительно большим содержанием извести. Оно даже в толстом слое было почти бесцветным и по блеску напоминало горный хрусталь.

Цепные качества вновь полученного сорта стекла недостаточно проявлялись в тонкостенных выдувных сосудах. Стекло лучше блестело и переливалось радужными искрами в толстых гранях. Но для получения граней приходилось срезать толстые куски стекла, а делать это было невозможно на выдувных тонких сосудах. Поэтому стали выдувать стекло в формы.

Новое, богатое содержанием извести, стекло стали называть хрусталем, по сходству с кристаллами горного хрусталя. Но это не было хрустальным стеклом, которое получается в наше время. Теперь хрусталем называется стекло, содержащее в своем составе до 40 % окиси свинца или свинца и бария. Такое свинцово-баритовое стекло отличается еще большим блеском.

Многие современники Петра I ратовали за освобождение России от ввоза иноземных товаров и доказывали необходимость самим производить разные товары, в том числе и стекло. «Привозят к нам стеклянную посуду, чтобы нам, купив, разбить да бросить. А нам, если заводов пять — шесть построить, то мы все их государства стеклянного посудою наполнить можем», — писал Иван Посошков, известный современник Петра.

Подобные высказывания делались не зря. В начале XVIII века продолжали работать старые стекольные заводы и возникали новые. В первые же годы прихода к власти Петра I «торговый человек гостиной сотни» Яков Романов принялся за строительство стекольного завода на берегу Москвы-реки.

Купец Василий Мальцев построил первую стекольную фабрику в Можайском уезде под Москвой.

В первой четверти XVIII века центр стекольного производства переселился к «Северной Пальмире» — в Петербург. Один завод был основан в Ямбурге, другой — в деревне Жабино, а третий — в самом Петербурге, на реке Фонтанке.

Выделывали эти заводы главным образом граненые изделия: штофы, кубки, рюмки, стаканы из высококачественного бесцветного стекла с разными орнаментами. Это стекло было очень слабо окрашено примесями или двуокисью марганца, которая маскировала его неприятную зеленоватую окраску. И еще выделывалось белое или бутылочно-зеленое стекло, расписанное эмалями.

В Русском музее в Ленинграде до сих пор можно видеть стеклянный колокол, сделанный в 1723 году на ямбургском заводе.

Этот колокол был частью музыкального фонтана, состоявшего из целого набора стеклянных колоколов разного размера и разного звона. Движение воды раскачивало колокола, и они начинали мелодично звенеть.

На многих изделиях — графинах, рюмках и другой посуде того времени — была выгравирована надпись: «придворная». Эта посуда была предназначена только для царского двора. Ее украшали замысловатым гранением и часто в стекло вводили окрашенные нити и пузырьки воздуха. На протяжении всего XVIII века для штофов была характерна четырехугольная форма.

Более дешевое и простое стекло, которым в большинстве случаев пользовались средние классы населения, в основном купечество, расписывали эмалями. Изображали на стекле разных птиц, зверей, цветы. Иногда изображали картины на религиозные темы.

В XVIII веке стеклянная посуда была еще недоступна народу, и все по-прежнему обходились деревянной и глиняной. Стекло было дорого, хотя заводы выпускали лишь бутылочно-зеленое и синее стекло не яркого и не чистого цвета.

Мастера не умели изменять состав стеклянной массы. Они не знали, что делать для получения более чистого, бесцветного и прозрачного или яркоокрашенного стекла.