«Золотой рубин»

«Капли крови бога Асура упали на дно реки, в глубокие воды, в отражение прекрасных пальм. Они превратились в рубины и стали гореть на дне реки сказочным огнем и пронизывать своими огненными лучами воды реки, как лучами солнца». Так говорится в индийской легенде о происхождении драгоценных рубинов.

В старину рубин назывался камнем Востока. Кроме Индии, его находили также в далеком Сиаме — в стране белых слонов, куда с большим трудом через пустыни и горы добирались купцы и путешественники.

В царской России рубин всегда был в большой цене. Им украшали оружие, щиты и шлемы царей и полководцев.

В средние века западноевропейские алхимики, пытавшиеся из разных металлов получить золото и искавшие «философский камень» — источник здоровья и вечной молодости, — стремились также получать искусственным путем драгоценные камни. У них, конечно, ничего не получалось, и только стеклоделы умели варить окрашенное в разные цвета стекло, но только не красное.

Во второй половине XVII века немецкий алхимик Кункель изобрел способ получения красного стекла, которое он назвал «золотым рубином». Для получения красного цвета Кункель при варке стеклянной массы вводил в нее золото.

Он никому не доверял тайну получения «золотого рубина», и, когда умер, секрет получения красного стекла был утерян. Западноевропейские ученые утверждают, что после смерти Кункеля в 1703 году, унесшего с собой в могилу секрет золотого рубина, способ его изготовления был снова открыт на Западе в 40-х годах XIX века. Но это неверно. Работы Ломоносова по цветному стеклу и по золотому рубину убеждают в том, что он на сто лет раньше разработал, независимо от Запада, самостоятельный способ получения рубиновых стекол, окрашенных соединением золота. Кроме того, завод Гусь-Хрустальный, основанный в середине XVIII века, быстро прославился не только своим хрусталем, но и тем, что здесь впервые в России стали вырабатывать изделия из красного, окрашенного золотом стекла.

В настоящее время рубиновые стекла получают без прибавления дорогостоящего золота, вместо которого вводят в стекло медь или селен.

Получить рубиновое стекло, прибавляя вместо золота в стекло медь, не так просто, потому что медь в стекле ведет себя не всегда одинаково. Иногда она вступает в соединения с другими составными частями стекла и окрашивает стекло в сине-зеленый цвет. Иногда же кристаллики металлической меди остаются равномерно расположенными в массе стекла. При варке стекла с медью и специальными добавками оно некоторое время остается бесцветным, и, если его остудить, оно так и не покраснеет. Если же его потом нагреть до 700°, оно на глазах начинает постепенно краснеть и превращаться в рубиново-красное стекло.

Оказывается, что в стекле, при вторичном нагревании, частицы меди приближаются друг к другу. Это происходит потому, что при температурах в 600—700э стекло хоть и останется еще твердым, но в нем уже возможно перемещение молекул. Частицы меди, перемещаясь, соединяются в более крупные кристаллики, которые располагаются в определенном порядке. Они образуют как бы сетку, в которой застревают все лучи, кроме красных, проходящих насквозь. Поэтому стекло и кажется нам красным.

Теперь химики научились получать еще рубиновое стекло, прибавляя в него, вместо золота и меди, элемент селен в комбинации с некоторыми другими химическими веществами. В зависимости от количества прибавляемого селена, стекольщики научились получать рубиновые стекла всевозможных оттенков.