Страницы: 1 2

Пороки ленты стекла

При эксплуатации машин вертикального вытягивания в процессе выработки на ленте стекла могут возникнуть пороки, характерные только для этого способа производства. Пороки на ленте стекла появляются в результате нарушения заданного технологического или теплового режима формования, а также из-за конструктивных недостатков установки (канал, мосты, лодочка). В процессе выработки ленты стекла могут возникнуть следующие пороки.

Сужение ленты происходит из-за переохлаждения и кристаллизации стекломассы у конусов лодочки после продолжительной работы машины или недостаточного разогрева подмашинной камеры перед пуском. Для устранения этого дефекта разогревают стекломассу у торцовых частей лодочки, удаляют крючком закристаллизовавшуюся стекломассу из конусов и временно уменьшают скорость вытягивания ленты.

Расширение ленты происходит при повышении температуры стекломассы у щели лодочки. В этом случае снижают температуру в подогревательных камерах, увеличивают интенсивность охлаждения стекла у щели лодочки приближением холодильников и повышают скорость вытягивания ленты стекла.

Горбление ленты может быть следствием неравномерного распределения температур стекломассы по длине щели лодочки; чрезмерного застывания стекломассы в конусах щели лодочки, вызывающего натянутость бортов, т. е. формование их с большими растягивающими усилиями, чем середины ленты; чрезмерною или одностороннего натяжения бортов бортодержателями.

Горбление чаще всего образуется при высоких скоростях вытягивания, когда лента продолжает оставаться пластичной вплоть до первой пары валиков. Оно может наступать также, когда одна сторона лодочки в поперечном направлении заглублена в стекломассу больше, чем другая. В последнем случае борта присасываются к менее заглубленной стороне.

Этот порок устраняют по-разному в зависимости от причины, его вызывающей: ослабляют борта за счет перестановки бортодержателей, усиливают охлаждение ленты в подмашинной камере, устанавливая дополнительные холодильники или очищая борта.

Отпечатки валиков на ленте («поджар») происходит в результате недостаточного охлаждения ленты в подмашинной камере. Этот дефект обычно возникает при скоростном вытягивании. Для устранения дефекта усиливают охлаждение ленты в подмашинной камере при помощи дополнительных холодильников или уменьшают производительность машины подъемом лодочки.

«Елка» образуется из-за повышения температуры стекломассы в канале или чрезмерного заглубления лодочки. Этот порок вызван нарушением процесса вытягивания, при котором количество стекломассы, поступающей через щель лодочки, превышает количество стекла, оттягиваемого валиками машины. При повышении температуры или уровня стекломассы, а также при значительном погружении лодочки для получения полной луковицы стекломасса растекается по щели лодочки и на ленте стекла в центральной, более горячей части появляется косое горбление в виде наклонных от бортов к центру кованых складок, напоминающих елочный узор. Чтобы устранить «елку», снижают температуру в канале и, если возможно, уменьшают глубину погружения лодочки.

«Гуляние» бортов происходит при нарушении процесса формования бортов — явление, аналогичное по происхождению «елке», только оно происходит в бортовых участках. «Гуляние» борта наблюдается в том случае, когда количество стекломассы, оттягиваемой в виде кромки борта, меньше того количества, которое поступает к месту формования из соответствующего участка щели лодочки. Этот дефект представляет собой периодические утонения и утолщения кромки борта при одновременном периодическом сужении и расширении отдельных участков ленты по высоте.

В большинстве случаев этот порок образуется из-за повышения температуры стекломассы в канале, а также недостаточного охлаждения кромки борта с помощью бортодержателя. Для устранения этого порока усиленно охлаждают кромку борта большим заглублением усиков бортодержателя в стекломассу и, если необходимо, понижают температуру стекломассы в канале.