Приварка и налеп декоративных элементов

Этот вид гутного декорирования широко применяется при декорировании изделий разнообразной формы. Одним из примеров такого декорирования может служить изготовление рюмок, бокалов, фужеров с лепестковой ножкой. На выдутый сосуд изделия подают набор стекла и отрезают определенную порцию (рис. 86,а). С помощью металлического крючка или пинцета формируют лепестки на нижней части сосуда (рис. 86,6). Пинцетом слегка подрезают нижнюю часть набора (рис. 86,в) и оттягивают ножку (рис. 86,г). Донышко формуют обычным способом. Общий вид изделия после отжига и отрезки колпачка представлен на рис. 86,д.

Налепы можно наносить способами, изображенными на рис. 87, 88. На горячую поверхность выдутого изделия подают порцию стекломассы и затем с помощью ручного штампа придают ей форму (рис. 87,а). Для создания определенного рельефа налепа можно использовать форму с последующим закручиванием отформованного налепа пинцетом (рис. 87,6). Аналогичен прием налепа тонкого слоя окрашенного стекла (рис. 87,е). В этом случае набор стекла подается на рамку, в него вдувается воздух. После отбивки лишнего стекла налеп выравнивается с помощью стержня. После удаления рамки производится окончательное выравнивание краев. При необходимости производится подогрев.


Рис. 86. Изготовление рюмки с лепестковой ножкой

Рис. 87. Различные способы нанесения и оформления налепов на изделиях а — оформление налепа с помощью ручного штампа; б — оформление нелепа с помощью формы; в — налеп цветного стекла с применением рамки



Рис. 88. Приемы декорирования изделий налепами


Рис. 89. Выполнение цветных сферических налепов на вальцованных изделиях


Рис. 90. Последовательность изготовления колпака с цветным фигурным краем а — подача цветного стекла; б — нагрев и расширение края; в — обработка края; г — отгибание края; д — оформление фигурного края; е — готовое изделие

Рис. 91. Сплошные скульптурные формы, изготовленные приемами рельефного формования и декорирования

Иногда выполняются сферические налепы из цветного стекла на вальцованных изделиях.   Для этого на вальцованную заготовку навивают стеклянную нить (рис..89,а). При этом нить прилепляется только в выпуклых местах заготовки. Затем мастер нагревает заготовку и слегка выдувает ее (рис. 89,6). В местах, где нить не пристала к стеклу, она сначала утончается, а затем обрывается. Под влиянием сил поверхностного натяжения формируются сферические налепы на выпуклостях вальцованной пульки. Далее изделие свободно выдувается и отделывается (рис. 89,в).

Налепами могут декорироваться и светотехнические изделия (рис. 90). Сначала колпак выдувают в форму. После удаления полого утолщения в верхней части колпака образуется отверстие, на край которого накладывается кольцо из цветного стекла (рис. 90,а, б). После разогрева отверстие расширяют и выравнивают сгоночными или разводными ножницами, при этом цветное кольцо делается тоньше и ровнее. Затем формуют край, делая его волнистым (рис. 90,в). После разогрева волнистого края его отгибают и окончательно оформляют (рис. 90,г,д).

Рельефное формование и декорирование изделий характерно для гутного изготовления художественных скульптурных форм.

Здесь стилизованный выдувной корпус из цветного стекла сочетается с бесцветными рельефными налепами. Аналогичные приемы характерны также для сплошных скульптурных форм (рис. 91).