Культура общения

Существенным фактором психологического климата бригады является культура общения. Каждый человек несет в себе некоторый образ своего идеального Я, идеальную самооценку. Ему очень важно, чтобы отношение к нему окружающих, их оценка его личности соответствовали вытекающим из самооценки ожиданиям, представлениям о том обращении с собой, которого он заслуживает. Поступки других людей, унижающие его достоинство, создают у человека гнетущее напряжение, которое на языке психологической науки называется фрустрацией. Защищая свое представление о самом себе, свою личность от унижения, человек отвечает агрессивным поведением, которое может проявляться в словесных оскорблениях, а иногда и в применении физической силы. Даже серьезные противоречия интересов и взглядов между членами коллектива при доброжелательном, уважительном отношении друг к другу, как правило, легко улаживаются. Напротив, пустяковое замечание или самый незначительный повод могут привести к затяжному конфликту, если кто-либо почувствует себя униженным. Здесь действует так называемое правило бумеранга: на доброжелательное, уважительное, открытое отношение человек обычно отвечает доброжелательностью, искренностью, а оскорбительная грубость порождает ответную грубость, неискренность - недоверие и т. п.

В контактах между людьми нет мелочей. Общеизвестные, элементарные правила вежливости, общения выработаны многовековым опытом. Встречаясь, люди здороваются, но делается это по-разному: важно, кто поздоровается первым. Говорят, первым здоровается тот, кто умнее, а ум не то качество, которое следует скрывать. Если руководитель первым поздоровался с подчиненным, уважение к этому руководителю только возрастет. Однако протягивая первым руку для пожатия, человек демонстрирует свое расположение к другому, близкое знакомство с ним. Поэтому при встрече с женщиной, с человеком старшим по возрасту или по положению следует подождать, пока они сами протянут руку первыми. Следует обращаться к человеку на „Вы", называя его по имени и отчеству. Особенно это ценится в отношениях с подчиненными, с людьми младшими по возрасту. Приветливая улыбка при обращении к человеку снижает напряжение, обезоруживает даже людей агрессивных.

В производственных условиях нередко приходится вступать в спор, улаживать разногласия, вести деловые переговоры. Успеха при этом добивается тот, кто не ставит перед собой цели унизить партнера или заставить его признать свою неправоту. Партнеру следует сказать, что вы согласны с ним, подчеркнуть уважение к его взглядам, признать их значение и лишь после этого сказать о разногласиях между вами и привести его к нужным выводам, по возможности опираясь на его же аргументы. Критикуя кого-либо, следует подчеркнуть свое уважение к личности критикуемого, признать его достижения, а только потом указать на допущенные им конкретные ошибки. Умение слушать служит доказательством воспитанности и уважения к личности. Чем меньше человек хвастается своими успехами, тем охотнее другие люди эти успехи признают. Надо научиться по выражению лица, по жестам человека распознавать его настроение и соответственно себя вести. Если ваш коллега погружен в размышление, обратившись к нему без особой нужды, вы поступите бестактно. Заметив, что товарищ по работе чем-то расстроен, деликатно спросите, не нужна ли ему помощь, но ни в коем случае не приставайте с расспросами. Солидарность в общении, отношение к человеку не как к средству, а как к цели, вытекают из гуманистической природы нашего общества. Имитация внимания к человеку достаточно быстро распознается и не может служить основой для отношения между людьми в трудовом коллективе.