Методики производственного обучения

В производственном обучении используются две методики - предметная и операционная.

Предметная методика предлагает с самого начала обучать на изготовлении полезных изделий (предметов), быстро вводить доступные, но трудные задания, при выполнении которых на первых порах неизбежны грубые ошибки. Эти ошибки позволяют обучающимся оценить правильность своих действий, отыскать необходимый прием. Преимущество этого метода в том, что он позволяет с самого начала вызвать интерес к заданию, создать сознательное стремление к овладению навыком.

Операционная методика начинает с обучения отдельным приемам (операциям), например держанию напильника, движению напильником, опиливанию плоскости и пр. В соответствии с этой методикой обучение ведется на простых формальных задачах; задания усложняются очень медленно и осторожно. По мере освоения элементарных приемов их постепенно объединяют для обработки навыка сложного цельного действия.

Операционная методика позволяет выработать более прочные навыки, однако здесь гораздо ниже интерес к процессу обучения, слабее внутренние побуждения к достижению успеха. Серьезные трудности при использовании операционной методики возникают на завершающем этапе, когда усвоенные элементарные приемы надо применить для выполнения сложных заданий, требующих комбинирования нескольких навыков в целостных действиях.

Выбор той или иной методики в производственном обучении определяется, исходя из особенностей конкретной задачи, но в большинстве случаев целесообразно использовать преимущества обеих. Начинать обучение надо, как при предметном подходе, с задания, имеющего практический смысл. При выполнении задания обучаемым становится очевидной необходимостью некоторых элементарных навыков, возникает стремление овладеть ими. Затем, помогая в отработке отдельных операций, следует постепенно усложнять задания.

Последовательность заданий должна предусматривать использование уже приобретенных навыков с усвоением новых. Это позволит на всем протяжении обучения поддерживать активность и уверенность в успехе.