Методы принятия решений
По сути принятие решения - это переработка исходной информации в решение. Методы принятия решения делят на следующие основные этапы:
1) сбор и анализ информации;
2) формулирование проблем;
3) установление степени важности целей;
4) разработка альтернативных вариантов решения;
5) оценка вариантов и выбор оптимального варианта;
6) принятие решения и отдача распоряжений;
7) контроль за реализацией решения и оценка решения;
8) внесение корректив в первоначальное решение.
Последовательность этапов носит условный характер, особенно 1,
2 и 3-го. Если, например, проблема уже выявлена, то цикл может начинаться с формулирования проблемы. Иногда, особенно при решении перспективных задач, цикл начинается с постановки целей, после чего идет формулирование проблем и сбор информации. Для руководителя очень важно определить тот круг информации, который ему нужен для решений, принимаемых ежедневно, а также при подведении итогов работы за неделю, за месяц и т. д. Необходимо обеспечить своевременность поступления этой информации и ее достоверность. Виды информации указываются в паспорте бригады (см. прилож. 9).
Основным условием принятия верного решения является правильное формирование проблемы. Распространенная ошибка руководителей - это принятие решений без уяснения того, в чем состоит истинная проблема.
Проблемы, которые возникают на предприятии и приводят к сбоям в работе, невыполнению планов, можно разделить таким образом:
1) проблемы в области кадров и социально-психологического климата: излишняя самоуверенность и самоуспокоенность людей, слабое развитие инициативы, трудности в ее реализации, высокая текучесть кадров, отсутствие возможностей повышения квалификации, низкая дисциплина, чрезмерный объем сверхурочных работ;
2) проблемы, связанные с использованием средств труда: бесплановое содержание оборудования, плохой уход за ним, устаревшее оборудование, плохие транспортные пути, перебои в энергоснабжении, плохие условия труда на рабочем месте и пр.;
3) проблемы в области планирования, производственной программы: несоответствие производственного задания профилю участка, неясности, нечеткость в плане, программе, несвоевременная замена устаревшей продукции, отсутствие сервиса для потребителей, высокая материалоемкость, несбалансированность программы и материально-технического снабжения;
4) проблемы, связанные с организацией производства: недостатки в разработке краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных планов, несвоевременная техническая подготовка производства, устаревшая технология, плохое нормирование, недостатки оперативного управления, низкая производительность труда на вспомогательных операциях;
5) проблемы, связанные с линейным управлением, его структурой: несоответствие между обязанностями и правами руководителей, неправильные методы и стиль руководства, неумение руководителей координировать работу и т. д.
Перечисленные проблемы характерны для большинства предприятий.
Правильно сформулировать проблему и найти варианты решения можно лишь при условии, когда четко определены цели и степень их важности. Если на первом месте стоит задача как можно быстрее выполнить работу, то экономичность и число занятых людей имеют второстепенное значение. В другом случае задача может состоять в том, чтобы как можно больше продукции выпустить за имеющееся время либо выпустить необходимое количество продукции в установленный срок и с наименьшими трудовыми и материальными затратами и т. д.
При принятии решения необходимо рассматривать несколько вариантов. К сожалению, большинство руководителей ограничиваются одним вариантом решения и часто не самым лучшим. В оценке варианта решения следует опираться на коллективное мнение. Это исключит многие ошибки, позволит всесторонне проанализировать проблемы и найти пути их решения. Вместе с тем участие коллектива в обсуждении проблемы меняет отношения людей к принятому решению: они чувствуют себя ответственными за его реализацию.