Потребности личности

Важнейшая функция руководителя - принятие решений по проблемам, возникающим в производстве. Обязательными аспектами деятельности всякого руководителя выступают организация, подбор людей, распределение обязанностей между подчиненными, наделение их необходимыми ресурсами, контроль за исполнением. Однако самое лучшее решение, самая продуманная организация дадут эффект лишь при условии трудовой активности исполнителей. Уровень этой активности люди определяют самостоятельно. Только воздействуя на сознание человека, на его психику, руководитель может побудить людей к труду.

Внутренней предпосылкой трудовой активности, как и всех других видов деятельности человека, является мотив - идущее из психики побуждение. Побуждение это обусловлено потребностями, которые складываются на основе сложного комплекса физиологических, экономических, социальных и духовных факторов. Потребности не равнозначны: одни имеют для человека большее значение, другие менее важны. Неодинакова и роль различных мотивов: чем настоятельнее потребность, тем большее влияние на деятельность оказывает порожденный на ее основе мотив.

Конкретное содержание потребностей и их значение меняются по мере того, как одни потребности удовлетворяются, возникают и выдвигаются на первый план другие, более сложные, которые дальше отстоят от минимума, необходимого человеку для существования.

Удовлетворение потребностей является целенаправленной деятельностью человека. Осознавая потребность как цель, человек отыскивает и мобилизует средства для достижения этой цели. Однако формирование структуры целей личности не свободно от влияния господствующих социально-психологических стереотипов, поэтому нередко возникает противоречие между направленностью деятельности личности и ее реальными потребностями. Отсюда возможна ситуация, когда, даже достигнув субъективно выдвигаемых целей, человек испытывает неудовлетворенность.

Содержание потребностей личности влияет на мышление, чувства и волю, определяет, какие цели выдвигаются на первый план, направленность деятельности. Структура и содержание потребностей человека, способы и формы их удовлетворения обусловлены социальной средой, где человек формируется как личность, а также воспитанием и теми общественными отношениями, в которые он включен.

Уровень и особенности трудовой активности человека определяются интенсивностью побуждающих к труду мотивов и тем, какие именно потребности эти мотивы порождают. Поэтому активизация человеческого фактора требует такого состояния общества и такой структуры потребностей личности, при которых субъективные цели личности в конечном счете направлены на достижение целей всего общества. Необходимо также создать условия, когда именно в процессе и в результате труда на благо общества человек может удовлетворить свои потребности.

Таким образом, социальная среда и общественные условия выступают как фундамент для реализации всех этих предпосылок. Однако многое зависит и от конкретного руководителя: от его понимания людей, способности учитывать их цели и мотивы, его умения применять соответствующие обстановке и задачам методы воспитания и побуждения.