Роль руководителя в социальном развитии коллектива

Результаты работы руководителя определяются прежде всего тем, в какой мере он способен мобилизовать и правильно направить трудовую и социальную активность людей в возглавляемом им коллективе, выступить не только как специалист и администратор, но и как воспитатель. Организационные и вспомогательные стороны в деятельности мастера и бригадира, как и любого руководителя, тесно взаимодействуют: налаженный ритм работы на участке, использование современных методов планирования и стимулирования труда, позволяющих наглядно связать общественно полезные результаты с коллективным и личным интересом, создают благоприятные условия для решения воспитательных задач. Высокий уровень сознательности - важнейшая предпосылка трудовой активности, инициативности, дисциплинированности рабочих.

Ускорение социально-экономического развития страны партия связывает прежде всего с повышением роли человеческого фактора. Рост технической оснащенности производства не умаляет роли человека. Напротив, когда работник управляет машинами и механизмами, воплощающими труд многих людей, значение его мастерства, дисциплинированности, отношения к делу резко возрастает. Простои из-за небрежности и недостаточной квалификации влекут потери гораздо большие, чем при использовании простых, ручных операций. Ошибки, несоблюдение правил и инструкций могут не только вывести из строя дорогостоящее и высокопроизводительное оборудование, но и привести к катастрофам, которые по своим последствиям можно сравнить с тяжелейшими стихийными бедствиями. Поэтому наведение порядка на производстве, создание атмосферы требовательности, воспитание дисциплинированности и ответственности должны рассматриваться как первоочередные задачи.

Если бы проблемы, связанные с человеческим фактором, сводились лишь к дисциплине исполнения, то решить их можно было бы сравнительно легко и быстро. Однако в действительности человек в производстве выступает не только в роли исполнителя: его основной потенциал определяется способностью к творчеству, к инициативе. Интеллектуальная энергия людей - основа научно-технического прогресса. Степень, в которой эта энергия возбуждается и реализуется, - важнейшая характеристика состояния общества, любой ячейки его производственной системы, главное в понятии „человеческий фактор".

Ускорение социально-экономического развития страны возможно при условии, что каждый труженик будет не только добросовестно выполнять свои обязанности, но и вкладывать в работу инициативу, активно участвовать в поисках наилучших технических, технологических, организационных и экономических решений. Работа с людьми, способность создать в коллективе моральную и материальную заинтересованность в проявлении инициативы, воспитать сознание ответственности за порученное дело приобретают на современном этапе особое значение. Возможности этой инициативы - способность людей находить правильные ответы в самых сложных ситуациях, добиваться высоких результатов - огромны.

Именно управление людьми обычно считается наиболее сложной задачей, которую приходится решать руководителю любого уровня. Человек сам определяет свои действия, в том числе и уровень своей трудовой активности. Только при благоприятных условиях можно ожидать высокого уровня инициативы. Если таких условий нет, то трудно рассчитывать даже на элементарную исполнительность.

Нельзя упускать из виду и то, что человек, рассматриваемый как фактор общественного производства, прежде всего выступает как высшая цель развития социализма. Удовлетворение потребностей человека, особенно наиболее существенной потребности в свободном и всестороннем развитии, должно рассматриваться не только как конечный результат движения общества, но и как важнейшая повседневная задача на уровне каждого коллектива. Таким образом, складывается диалектическое единство между социальными и экономическими задачами: развитие производства, экономики в целом должно быть подчинено социальным целям. При этом только уделяя должное внимание социальным проблемам, интересам человека в процессе труда, можно в настоящее время обеспечить высокий уровень трудовой активности и, следовательно, решить производственные задачи каждого трудового коллектива и общества.