Трудовой коллектив и его нравственно-психологический климат

Трудовой коллектив - основная ячейка социалистического общества. Он объединяет всех работников предприятия или учреждения, занятых совместной трудовой деятельностью. Начальными звеньями в его структуре выступают первичные коллективы бригад, участков и отделов, где люди трудятся в непосредственном взаимодействии друг с другом.

Каждый коллектив имеет такие структуры: организационную, образуемую распределением функций и прав между его членами; общественно-политическую, создаваемую общественными организациями и органами самоуправления; социально-профессиональную, вытекающую из социальной неоднородности труда, специфики интересов профессионально-квалификационных и возрастных групп.

Одним из важнейших направлений деятельности руководителя является социальное развитие коллектива. Основное здесь - движение к социальной однородности за счет сокращения и ликвидации ручного малоквалифицированного и монотонного труда, общего роста содержательности труда в коллективе, повышения уровня образования и квалификации его членов.

Вместе с тем необходимо учитывать и направлять в единое русло интересы рабочих различной квалификации, специалистов, служащих, молодежи, женщин.

Трудовой коллектив обладает большими полномочиями в политической, экономической и социальной жизни страны. Огромная роль принадлежит трудовому коллективу в развитии демократии, предполагающей прямое участие народных масс в выработке, принятии и выполнении государственных и других решений. Принятый в 1983 г. Закон о трудовых коллективах значительно расширяет участие коллектива в управлении предприятием или учреждением. Закон увеличивает круг вопросов производства, труда и социального развития, входящих в компетенцию коллективов, вносит важные дополнения в порядок осуществления их полномочий. Ни один крупный производственный или социальный вопрос теперь не должен решаться без непосредственного участия рабочих и служащих.

Коллектив играет ведущую роль в формировании личности, воспитание которой осуществляется в коллективе и через коллектив, однако не всякая группа совместно работающих людей способна выполнять воспитательную функцию. Для этого необходима подлинная коллективность, возникающая в группах высокого уровня развития, с коллективистским нравственно-психологическим климатом. Нравственно-психологический климат характеризует качественную сторону межличностных отношений в группе, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих плодотворной совместной деятельности, гармоническому развитию личности. Нравственно-психологический климат проявляется в особенностях взаимоотношений людей, в нормах поведения, традициях, поддерживаемых общественным мнением группы.

Климат подлинного коллектива характеризуется сплоченностью на основе общности целей и моральных убеждений, где доверие и взаимопомощь сочетаются с высокой требовательностью друг к другу. При этом отношения между членами коллектива определяются прежде всего совместной деятельностью, а не симпатиями и антипатиями. В здоровом, сплоченном коллективе на основе совместной трудовой деятельности, общности интересов возникает чувство солидарности. Оно проявляется во взаимопомощи, искренней заинтересованности всех в успехах каждого, а каждого в успехах коллектива в целом.

Направленность такого коллектива - действующие в нем нормы поведения и традиции - требует от каждого не только активности в достижении общих целей, но и соблюдения норм коммунистической морали. Поэтому наибольшим авторитетом в нем пользуются инициативные, добросовестные, дисциплинированные труженики, а нарушители трудовой дисциплины, бракоделы и рвачи наталкиваются на единодушное осуждение.

Нормы и требования такого коллектива сознательно принимаются его членами как эталон поведения. Именно сознательность позволяет личности сохранить свою нравственную позицию даже тогда, когда приходится противостоять неблагоприятным обстоятельствам, отрицательному групповому давлению. Тот, кто отступает от нравственных норм коллектива, встречает единодушное осуждение, он лишен возможности удовлетворить свои потребности в общественном признании, общении, поддержке. Поэтому даже работник без твердой внутренней убежденности в необходимости дисциплинированного, добросовестного труда, допускавший прогулы и брак, попав в здоровый коллектив, перестраивает свое поведение не только из страха перед взысканиями, но и под действием психологических факторов.

Именно такой коллектив выступает в качестве воспитателя, в нем к минимуму сводятся текучесть кадров и конфликты. Сплоченный, нравственно здоровый, он сам координирует деятельность своих членов, не нуждаясь в мелочном контроле „сверху".