Системы допусков на размеры проката

Страницы: 1 2

Отклонение фактических размеров листов и профилей от номинальных неизбежно. Однако величина отклонений может быть различной. Установление технически и экономически целесообразной системы допустимых отклонений зависит от возможностей прокатного производства и значимости изделий, которые изготовляет потребитель.

Особенностью судостроения является весовой контроль корпусных конструкций. Перевес корпуса невыгоден экономически и ухудшает скоростные характеристики судна, его маневренность, опасен для существования подводного плавающего средства. Поэтому судостроители ищут способы снизить массу корпуса, превышающую расчетную. Действенным решением является заказ листового проката с предельными отрицательными отклонениями толщины листов от номинальных значений. Величина отрицательных допустимых отклонений составляет 10— 25 % для листов толщиной 4—40 мм. Отрицательные допуски и утонение листов не сказываются на надежности и долговечности конструкций, поскольку принятая в проектах толщина всегда выше расчетной благодаря различного рода запасам. К числу запасов, не выраженных явно, относятся различия показателей механических свойств, регламентированных стандартом, и фактических. В стандартах устанавливаются низшие пределы вероятностного распределения показателей, т. е. обусловлены отклонения в безопасную сторону. Условия отбора проб для проведения испытаний, методики проведения испытаний направлены на получение худшего результата из возможных для практического применения. Таким образом, стандарт обычно устанавливает нижнюю допустимую границу пользования прокатом. Существует и ряд явных запасов. Правилами Регистра СССР в зависимости от местоположения конструкции в корпусе судна указывается запас на износ и коррозию от 0,1 до 0,25 мм/год. Это означает, что для срока службы судна 25 лет предусматривают утолщение листов на 2,5—6,25 мм, что в несколько раз выше самого большого отрицательного отклонения. Тем не менее абсолютные значения отрицательных допусков следует снижать. Допуск величиной —0,4--0,6 мм, определенный для листов толщиной 4—24 мм, препятствует прокатке листов с градацией 0,5 мм. ГОСТ 5521—86 устанавливает такую возможность пока только по согласованию между заказчиками и поставщиками. Реальной ее сделало появление современных прокатных станов на ряде металлургических заводов.

Прокат принимают партиями по расчетной массе. Расчетная масса партии листовой стали равна сумме ее теоретической массы, установленной по размерам листов, и 70 % массы допусков по длине и ширине: Ррасч=Pтeop+0,7(LΔB+BΔL)sy, где L и В — длина и ширина листа; s — его толщина; ΔL и ΔB — допустимые отклонения длины и ширины; у=7,85 — плотность стали. Фактическая масса партии Рфакт определяется взвешиванием, но она не должна превосходить расчетную более чем на 5%. Фактическая масса отдельных листов в пределах одной партии не должна превышать расчетную более чем на 2%. В этих соотношениях скрыта величина положительного отклонения толщины отдельных листов, если допуски на длину и ширину окажутся меньше величин, определяемых 70 % их массы.

Отклонения ширины и длины листов от номинальных установлены только положительными. В зависимости от толщины и ширины листа допуск на ширину меняется от 6 до 25 мм, в зависимости от толщины и длины листа допуск на длину меняется от 10 до 40 мм.