Перегрузка лесных грузов | Вагонные и складские комплексно-механизированные перегрузочные процессы с лесными и навалочными грузами

Вагонные и складские комплексно-механизированные перегрузочные процессы с лесными и навалочными грузами

Перегрузка лесных грузов

Способы и средства механизации, используемые для производства перегрузочных работ с лесными грузами в портах, находятся в прямой зависимости от способов перевозки различными видами транспорта, в том числе и морского. Для круглого длинномерного леса характерны два способа перевозки железнодорожным подвижным составом открытого типа (полувагоны и платформы): пакетный с использованием полужестких стропов типа ПС и поштучный. Для пиломатериалов, перевозимых в пакетах, характерно использование ненесущих пакетообразующих средств в виде стальной упаковочной ленты, применяемой для скрепления пакетов. Для короткомерных балансов получили очень ограниченное развитие пакетные перевозки в полужестких стропах типа ПС-03 и ПС-04. Основная масса короткомерных балансов перевозится поштучным способом в полувагонах. В последнее десятилетие все большее развитие в зарубежной практике получил переход на перевозку балансов в виде технологической (древесной) щепы, что в значительной степени снижает трудоемкость грузовых операций, повышает производительность и комплексно механизирует все звенья перегрузочного процесса в портах, а также при обработке транспортных средств на целлюлозно-бумажных предприятиях.

Перегрузка круглого леса (грейфером) по технологической схеме полувагон (платформа) — кран — склад. После выгрузки «шапки» леса рабочие с помощью приставных лестниц поднимаются на вагон, срезают проволоку, стягивающую стойки, сбрасывают ее и прокладки. Затем грейфером крана продолжают выгрузку леса (рис. 117). В процессе выгрузки соблюдаются следующие правила:
грейфер опускается по центру захватываемых бревен; челюсти грейфера устанавливаются параллельно бревнам; захватывается «подъем» по центру тяжести во избежание перекоса бревен и их смещения;
производится плотное обжатие подъема; не допускается зажатие бревен между челюстями; не допускается случайное раскрытие грейфера. После захвата в вагоне крановщик приподнимает «подъем» на 0,2 м и, убедившись в надежности взятия грейфером бревен, переносит «подъем» в склад. В складе лес укладывают в прикордонные кассеты-накопители, которые располагаются перпендикулярно причалу. Кассеты-накопители представляют собой расположенные на расстоянии 20 м друг от друга мерные стойки, рассчитанные на определенный объем леса. Причем стойки устанавливаются в гнезда из сборных железобетонных балок с интервалом 1,5 м. Гнезда расположены в одной плоскости с бетонным покрытием складской площадки, что позволяет переставлять стойки под нужные для кассет-накопителей габариты.

Рис. 117. Перегрузка круглого длинномерного леса специальным лесным грейфером (трехлапым)

Емкость кассет-накопителей в пределах 200—500 м3. Эти кассеты заполняются в процессе перегрузки уже обмеренным лесом. При последующей отгрузке на суда отпадает необходимость их обмера.

Перегрузка леса через кассеты-накопители повышает производительность, сокращает себестоимость перегрузки 1 м3 и численность складских работников. Для рациональной и эффективной технологии перегрузки леса специальными грейферами имеют очень важное значение два вопроса: ориентация грейфера при захвате и укладке леса; выравнивание торцов бревен в «подъеме». Решение первого вопроса обеспечивается оборудованием крана, работающего лесным грейфером, устройством для разворота. Такое устройство позволяет поворачивать грейфер в нужном направлении и тем самым способствует повышению производительности перегрузочного процесса.

Поворотное устройство может быть смонтировано на любом грейферном кране, имеющем успокоитель грейфера, для чего необходимо перенести неподвижный блок полиспаста успокоителя как можно ближе к ноку стрелы.

Решение второго вопроса, связанного с качеством укладки леса в штабеля, а также в транспортные средства, обеспечивается применением в технологической линии торцевальных станков. Как показал опыт портов, наиболее эффективными оказались торцевальные станки гравитационного типа.

Торцевальные станки устанавливаются на причале перпендикулярно его оси с одной и другой сторон крана, в результате на один Станок могут работать два смежных крана и, соответственно, каждый кран может работать на два станка, что позволяет выравнивать длинный или короткий лес. Процесс торцевания леса с помощью специальных станков эффективен при работе крана, оборудованного устройством для разворота грейфера.

Производительность перегрузки круглого длинномерного леса по технологической схеме полувагон (платформа) — кран — склад на одну технологическую линию составляет 450 м3/смену при четырех рабочих, и, соответственно, выработка на рабочего 112,5 м3/смену.

Перегрузка круглого леса в пакетах по технологической схеме полувагон — кран — склад. Круглый лес в пакетах, обвязанных полужесткими стропами типа ПС-05М, выгружается из полувагонов краном, оборудованным рамной четырехкрюковой подвеской, так как на одном пакете два стропа. Пакеты переносят краном и укладывают в штабель на прокладки. Застропка и отстропка пакетов производятся рабочими. Производительность перегрузки по данной схеме составляет 350 м3/смену на технологическую линию при пяти рабочих, и, соответственно, выработка на рабочего 70 м3/смену.

Перегрузка короткомерного леса (балансов длиной 1—1,22 м) в пакетах по технологической схеме полувагон — кран — склад. Выгрузка пакетированных балансов, обвязанных полужесткими стропами типа ПС-03 и ПС-04, производится краном, оборудованным прижимом-подвеской с четырьмя крюками, так как каждый пакет обвязан двумя стропами. Пакеты, выгруженные из полувагона, переносят краном на складскую площадку (при штабелировании в радиусе действия крана) и укладывают рядами в два яруса по высоте. Пакеты укладывают в штабель на прокладки с таким расчетом, чтобы нижний ярус был на 0,2—0,25 м выше уровня площадки. Расстояние между рядами пакетов 0,4 и 0,6 м. Застропка пакетов в полувагоне и отстропка в штабеле производятся рабочими. Производительность перегрузки по данной схеме составляет 330 м3/смену на технологическую линию при пяти рабочих, и, соответственно, выработка на рабочего 66 м3/смену.