Совершенствование комплексной механизации перегрузочных работ

Технические средства комплексной механизации перегрузочных работ в зависимости от их роли в технологических процессах могут быть подразделены на две группы:
основные подъемно-транспортные машины общего и специального назначения с навесными грузозахватными механизмами и устройствами, выполняющие перемещение грузов;
вспомогательные приспособления и устройства, используемые в качестве технологической оснастки для производства грузовых операций по наиболее рациональным схемам перемещения грузов.

Рассматривая эксплуатируемые полноповоротные краны общего назначения, следует отметить отсутствие:
подводки электрического кабеля для питания электромагнитной траверсы, спредера или приводного грейфера;
источника постоянного тока с блокируемой системой на случай обесточивания;
устройства для разворота, обеспечивающего управляемую ориентацию подвешенного спредера, грейфера или траверсы из кабины крановщика;
взвешивающего устройства на стреле крана, работающего от натяжения грузовых канатов;
ограничителя грузоподъемности с простой и доступной системой регулировки.

Рассматривая эксплуатируемые напольные погрузчики общего назначения, можно также отметить отсутствие:
сменных грузоподъемников с различной высотой подъема вил и подъема грузовой каретки;
убирающихся защитных (над головой водителя) решеток; возможности ступенчатого регулирования давления, а также управления многооперационными захватами при синхронной и несинхронной работе, а также отключения одного из них.

Однако независимо от совершенствования технических характеристик и параметров подъемно-транспортных машин необходимо дальнейшее развитие и совершенствование грузозахватных механизмов и устройств, которые обеспечивают комплексную механизацию перегрузочных процессов.

Учитывая специфику конструктивных типов грузозахватных устройств к кранам и погрузчикам, перспективу их развития следует рассматривать раздельно.

Грузозахватные устройства к кранам, имеющие гибкую связь с грузонесущим органом механизма подъема, за исключением грейферов, спредеров и отдельных типов рычажных захватов, не позволяют осуществить автоматически взятие и освобождение отдельных единиц груза или нескольких единиц одновременно без участия рабочих на застропке и отстропке. Такое положение осложняется тем, что при обработке, например, открытого подвижного состава при каждом цикле крана рабочие должны подниматься в вагон и покидать его для безопасности производства работ. Те же операции должны повторяться и при штабелировании, что, кроме всего, не позволяет увеличивать высоту штабеля. Это характерно для использования полиспастных захватов, а также и для различных подвесок, число типоразмеров которых довольно значительно. Даже групповой способ перегрузки однородных грузов, позволяющий увеличить массу подъема крана, не компенсирует затраты труда и времени.

Учитывая, что в перспективе применение таких захватов будет возрастать и в довольно широком масштабе, несмотря на развитие пакетной и контейнерной систем перевозок грузов, необходимо создание конструктивных элементов, позволяющих освобождать захваты без участия стропальщиков.

Создание элемента самоотцепа на многих типах крановых захватов позволит повысить производительность грузовых операций, сократить потребность в рабочей силе (не ликвидировать полностью) и улучшить условия безопасности перегрузочных работ.

Для ряда металлогрузов эффективно использование электромагнитных захватов, обеспечивающих застропку и отстропку без участия рабочих, и при этом достигается довольно высокая производительность перегрузочного процесса. Однако большим недостатком современных отечественных магнитов является довольно большая собственная масса, в результате чего на 25—30% не используется грузоподъемность кранов. Кроме того, для отдельных металлогрузов, например труб большого диаметра, необходима специальная форма электромагнитов.

На рис. 119 показана перегрузка труб большого диаметра с помощью такого захвата. Он служит не только для перегрузки труб большого диаметра, имеющих в перспективе стабильный и большой грузопоток, но и рулонов бумаги. В ближайшей перспективе масса рулонов бумаги возрастет до 2,5—3 т. Такие рулоны можно перевозить только в полувагонах со съемным укрытием. Выгрузка рулонов в морских портах может осуществляться кранами. Поэтому применение вакуумных захватов является необходимым. Следовательно, требуется изменение упаковки рулонов, что должно быть решено целлюлозно-бумажной промышленностью на основании зарубежного опыта.

Рис. 119. Перегрузка труб большого диаметра вакуумным захватом

В связи с перспективой развития контейнерной транспортной системы значительный грузооборот перегрузки крупнотоннажных контейнеров падает на универсальные причалы, оснащенные стреловыми кранами общего назначения. По опыту морских портов краны должны оснащаться спредерами с механическим приводом поворота штыковых замков, так как в этом случае не требуется подвод питания от кабеля, увеличивается использование грузоподъемности кранов (возможен выбор кранов меньшей грузоподъемности) за счет меньшей массы спредера, а также улучшаются условия технической эксплуатации.

Навесные грузозахватные механизмы к напольным погрузчикам, имеющие жесткую связь с грузоподъемным механизмом, являются неотъемлемым узлом самой машины. Вследствие этого в настоящее время существует чрезвычайно большое многообразие конструктивных типов грузозахватов, зачастую предназначенных для перегрузки одних и тех же грузов.

Опыт морских портов, особенно отечественных, свидетельствует о большой эффективности применения в современных технологических процессах вагонных и складских работ универсальных гидравлических захватов типа УЗР и УЗН с набором сменных рабочих органов, удовлетворяющих транспортным характеристикам перегружаемых грузов-. Учитывая потребность в таких грузозахватах в портах, а также возможность широкого применения их в других отраслях народного хозяйства, совершенствование технологических процессов зависит от освоения производства специализированными предприятиями промышленности, изготавливающими погрузчики общего назначения.

В связи с развитием пакетной системы перевозок тарно-штучных грузов в гибких пакетообразующих средствах (ленточные стропы) дальнейшее совершенствование получат грузозахваты 3-СК, а также новые типы захватов.