Назначение и организация мореходных испытаний судов

Полагая, что для расчета статистических характеристик качки достаточно зарегистрировать около 100—150 колебаний судна, ориентировочную продолжительность отдельного режима (в минутах) можно определить с помощью соотношения
t =2Tо,      (3.1)
где То — период собственных колебаний судна, с.

Если период То превышает 10 с, то длительность режима можно ограничить 30 мин.

Следующий этап подготовки к мореходным испытаниям — подготовка контрольно-измерительных и регистрирующих приборов (подбор аппаратуры; запасных частей и инструмента для профилактического и текущего ремонта аппаратуры в экспедиционных условиях). Исходя из намеченного объема испытаний создают запасы расходных материалов: рулонной бумаги и фотопленки для регистрирующих приборов, фотографических материалов, чернил и др.

Ответственным этапом подготовки является проверка и градуировка измерительной аппаратуры. Если характеристика чувствительности измерительного прибора линейна, то его градуировка сводится к определению масштаба записи. Обычно градуировочная характеристика определяется в лабораторных условиях до установки прибора на судно. Исключение составляют волномерные приборы, градуировку которых обязательно повторяют в судовых условиях. При подборе аппаратуры следует стремиться к использованию однотипных преобразователей усилителей и регистраторов. Приборы для записи наиболее важных процессов должны быть дублированы, а схема управления измерительными и регистрирующими приборами должна обеспечивать быструю замену неисправной аппаратуры. Важным элементом является синхронизация записей различных процессов, выполняемых регистрирующими приборами. Наиболее просто она осуществляется при регистрации процессов с помощью магнитоэлектрических осциллографов.

Для обеспечения работы аппаратуры на судне проводят следующие мероприятия:
подготавливают помещения для установки измерительной аппаратуры и размещения запасного оборудования и расходных  материалов (стеллажи и столы для приборов, системы вентиляции и отопления, освещения и т. п.);
устанавливают, монтируют и крепят по-штормовому всю измерительную аппаратуру и прокладывают коммуникации для дистанционного управления приборами, регистрации измеряемых величин и передачи электроэнергии;
оборудуют линий связи между командным пунктом испытательной партии, который обычно размещают в ходовой рубке, и помещениями, в которых устанавливают измерительные приборы;
оборудуют фотолаборатории для проявления осциллограмм и выполнения различных фотографических работ;
производят подключение всей аппаратуры к источникам питания и проверку ее в действии.

При подготовке личного состава испытательной партии важно чётко распределить обязанности и обучить правильным навыкам обслуживания измерительной аппаратуры. Участники испытаний, как правило, работают в сложных метеорологических условиях. Поэтому не следует забывать о надлежащей экипировке, соответствующей климатическим особенностям района испытаний. Перед испытаниями каждый участник должен получить четкую инструкцию о своих обязанностях, а также необходимые ему для записи наблюдений или регистрации показаний приборов бланки и таблицы.

На завершающем этапе перед испытаниями проводят следующую подготовку:
судну придают требуемую программой испытаний нагрузку или регистрируют фактическое наличие твердых и жидких грузов и их положение;
измеряют осадку судна (в носу, корме и на  миделе) и определяют водоизмещение (см.§ 3);
определяют фактическую поперечную остойчивость судна (см. § 18). Если программа испытаний предусматривает оценку скорости судна на волнении, то необходимо провести ходовые испытания на тихой воде при соответствующей нагрузке и осадке. На этой подготовительной стадии испытаний определяют зависимость скорости судна от частоты вращения гребных винтов, поправки лага (если для измерения скорости предполагается использовать судовой лаг), а также устанавливают зависимость  между скоростью судна, используемой мощностью главного двигателя и частотой вращения гребного винта.

Страницы: 1 2 3