Свойства лакокрасочных материалов

Страницы: 1 2 3 4

Вязкость влияет и на другую рабочую характеристику ЛКМ — розлив красок, т. е. способность материала при нанесении растекаться по подложке равномерно и без потеков. При хорошем розливе толщина образующейся пленки мала, расход пленкообразующего вещества снижается. Аналогичным образом сказывается способность пигмента закрывать окрашиваемую поверхность так, чтобы она не просвечивала сквозь слой новой краски,— укрывистость. Расход пигмента при высокой укрывистости снижается. Укрывистость зависит от таких характеристик пигмента, как маслоемкость и дисперсность.

Маслоемкостью называют количество натуральной льняной олифы, которое нужно добавить к 100 г пигмента, чтобы получить ЛКМ. Чем меньше маслоемкость, тем большее количество пигмента содержится в готовой краске, тем выше укрывистость, а следовательно, и экономичность пигмента. Дисперсность, или раздробленность, определяется размерами частиц порошка пигмента. Пигменты, состоящие из недостаточно мелких частиц, к употреблению непригодны. Из-за недостаточной измельченности пигмента возникает дефект окраски, называемый мелением. При этом дефекте высохшая краска продолжает пачкать при прикосновении к ней.

Способность пигмента влиять на цвет ЛКМ называется красящей способностью или интенсивностью, а его способность сохранять цвет под действием солнечного света — светостойкостью.

В отдельную группу принято выделять требования эстетического характера: определенный (заданный) внешний вид, цветовые оттенки.

Многочисленность покрытий и их компонентов, разнообразие их химического происхождения, большое количество требований к покрытиям и необходимость использования многослойных покрытий диктуют избирательный подход при подборе материалов для окраски различных судовых конструкций и поверхностей. Из многих свойств ЛКМ в каждом конкретном случае следует выделять одно или несколько главенствующих, наиболее важных. Например, окрашивая наружные поверхности судовой надстройки и рубки, отдают предпочтение обеспечению их внешнего вида, цветовой гамме. Требования к коррозионной защите надстроек и рубок иные, чем к защите подводной части корпуса или в районе переменной ватерлинии, а в обеспечении ударостойкости их покрытия или его маслостойкости вообще нет необходимости. При подобном дифференцированном подходе всегда можно подобрать наиболее эффективное покрытие, наилучшим образом выполняющее защиту заданного участка корпуса судна: покрытие района переменной ватерлинии должно, в первую очередь, противостоять ударным воздействиям плавающих предметов и быть износостойким, т. е. не разрушаться при трении борта о причал или о кромку льда; покрытие палуб, по которым движется транспорт и ходят люди, должно быть износостойким; покрытие наружной обшивки днища — коррозионно-стойким, токсичным (защищено от обрастания); покрытие внутренних поверхностей в районе жилых и рабочих помещений должно обладать цветом, спокойным для восприятия человеком и т. д. Аналогичным образом подбирают покрытия, рекомендуемые в зависимости от типа, назначения, района плавания судов, особенностей их грузов, конструктивных особенностей, скорости и др.

Далее рассмотрен состав ЛКМ и дана их классификация. Состав и содержание различных компонентов в широко употребляемых ЛКМ приведены только как примеры. Данные о марках ЛКМ или их компонентов следует искать в справочной литературе и в государственных и отраслевых стандартах на материалы.