Свойства лакокрасочных материалов

Страницы: 1 2 3 4
  • Состав ЛКМ
  • Классификация ЛКМ. Применение ЛКМ в судостроении
  • Порядок хранения и производство ЛКМ на судостроительном заводе
  • Корпус судна как с внешней стороны, так и с внутренней должен быть окрашен. Окраска — наиболее простой, доступный и относительно дешевый способ защиты корпуса от коррозии, от воздействия агрессивных сред, от обрастания, а для деревянных конструкций — от гниения. Негорючие лакокрасочные покрытия повышают пожарную безопасность конструкций. Окрашенные поверхности имеют хороший внешний вид и декоративность. Окраска выполняется лакокрасочными материалами (ЛКМ). Высыхая, лакокрасочный материал образует на окрашиваемой поверхности — подложке — сцепленную с ней плотную и твердую пленку лакокрасочного покрытия.
    По составу ЛКМ представляет собой композицию пленкообразующего вещества и пигмента в совокупности с различными добавками. Пленкообразующее — высокомолекулярное природное или искусственное вещество, основное назначение которого заключается в образовании целостной пленки покрытия. Пигменты — это чаще всего красящие порошки, рассеивающиеся в пленкообразующем и обеспечивающие закрывание окрашиваемой поверхности. Назначение добавок — усилить, а иногда и обеспечить заданные эксплуатационные (служебные) и технологические свойства и характеристики ЛКМ и покрытий.
    В соответствии с требованиями к лакокрасочным материалам и покрытиям вырабатываются их свойства. Требования и свойства ЛКМ следует разделять на эксплуатационные общего назначения, т. е. предъявляемые ко всем материалам и покрытиям; специальные, предъявляемые к некоторым ЛКМ; технологические, направленные на упрощение и удешевление процессов подготовки и нанесения ЛКМ, на обеспечение механизированных способов окраски и т. п. Технологические требования предъявляются, в первую очередь, к ЛКМ, находящимся в жидком состоянии (до высыхания). Сложность создания и применения ЛКМ состоит в том, что некоторые требования являются противоречивыми. Например, сцепление пленки покрытия с подложкой должно быть как можно выше. Одновременно необходимо максимально ослаблять сцепление с намерзающим на корпусные конструкции льдом. Подобные противоречия могут быть практически исключены, если подбор ЛКМ или, как говорят, схему окраски устанавливать с учетом условий работы каждой окрашиваемой части или района корпуса судна.
    Надежность и долговечность в заданных условиях эксплуатации— главные показатели защитной способности лакокрасочного покрытия. Они обеспечиваются при определении уровня ряда технических характеристик, которые, в свою очередь, зависят от физико-механических показателей материала покрытия: упругих, акустических, температурных и др.
    К числу основных эксплуатационных характеристик покрытия относят гибкость (прочность при изгибе), ударостойкость (прочность при ударе), прочность при растяжении свободной (без подложки) пленки, эластичность, адгезию, влаго-, паропроницаемость, светопроницаемость и радиационную стойкость, теплостойкость и др.
    Гибкость — способность пленки изгибаться вместе с подложкой без разрушения и отслоения. Достаточная гибкость обеспечивает сохранность покрытия при общем изгибе корпуса судна и деформациях корпусных конструкций во время эксплуатации.
    Ударостойкость — способность пленки без разрушения или отслоения от подложки выдерживать ударные нагрузки при швартовках судна, ударах плавающих предметов о корпус.
    Прочность при растяжении свободной пленки и эластичность гарантируют ее целостность при отверждении ЛКМ. Эластичность — способность свободных пленок сокращаться до исходного состояния после растяжения.


    Судостроение