Требования к материалам

Страницы: 1 2 3 4
  • Принципы классификации материалов
  • Требования Регистра СССР к выбору и применению материалов
  • Выбор материала для каждого перекрытия корпуса судна является достаточно сложной задачей, особенно если учесть многообразие корпусных сталей, применяемых в судостроении, а также выпускаемые промышленностью многочисленные изоляционные, лакокрасочные и другие материалы. Для правильного выбора материала необходимо знать требования, предъявляемые к ним условиями эксплуатации судов, способами их обработки при постройке и ремонте корпуса, а также условиями производства самих материалов, их хранения, безопасной работы с ними и др. Нужно также учитывать, что требования к материалам могут меняться со временем. Так, постройка газовозов привела к совершенно новому комплексу требований, регламентирующих поведение металлов в среде сжиженных газов. Широкое внедрение в судостроительное производство сварки потребовало дополнительных проверок поведения металла в зоне теплового воздействия, вошедших в общий комплекс испытаний на свариваемость. В настоящее время стала необходимой проверка листовой стали на расслоение, если ее толщина достаточно велика, что обусловлено значительным ростом размеров судов и толщины листов их наружной обшивки. Обновляются изоляционные материалы, разного рода покрытия. Технология их нанесения выдвигает новые требования к материалу.
    Совершенствование качества материалов, принципов их выбора и применения в корпусе судна происходит по нескольким направлениям:
    усложнение и дифференциация требований к свойствам материалов, в связи с чем, например, регламентацию показателей химического состава и основных физико-механических характеристик дополнили оценкой характеристик технологических свойств;
    специализация свойств и связанное с нею увеличение номенклатуры применяемых материалов: создаются материалы узконаправленного действия (немагнитные стали; противообрастающие краски; стеклопластики, наилучшим образом работающие на изгиб, сдвиг, растяжение);

    более широкое использование синтетических материалов; композиций из нескольких материалов, каждый из которых предназначен для выполнения заданных функций;
    расширение круга промышленно используемых материалов: широкое применение сплавов на основе алюминия в качестве материала корпуса судна началось около 40 лет назад, сплавов на основе титана и стеклопластиков — около 30 лет назад, гнутых профилей проката — около 20 лет назад и т. д. В стали для корпусных конструкций в обязательном порядке начали добавлять алюминий, титан, молибден, ванадий.
    Технические требования, предъявляемые к материалам, можно разделить на эксплуатационные и технологические. Те и другие требования выполняются с учетом их экономической значимости и целесообразности применения. Например, содержание серы и фосфора в судокорпусных сталях определяется своеобразным экономически обусловленным порогом 0,04 %. Дальнейшее их удаление из стали резко увеличивает стоимость выплавки металла, подавляя экономические преимущества при эксплуатации  и постройке судна.
    Ряд эксплуатационных преимуществ конструкционных пластмасс, применяемых в судостроении, не перекрывает технико-экономические недостатки их производства и переработки в изделия  корпуса судна.
    Эксплуатационные требования имеют первостепенное значение, поскольку они призваны обеспечить высокую работоспособность элементов корпуса при заданных температурно-силовых параметрах нагружения в контакте с различными средами. Для прогнозирования работоспособности материала используется комплексная характеристика — конструкционная прочность, включающая показатели прочности, надежности и долговечности.


    Судостроение