Брашпиль

Якорный механизм, у которого ось вала цепного барабана (звездочки) расположена горизонтально, называется брашпилем. Большинство брашпилей снабжено швартовными турачками, что позволяет рассматривать брашпиль как якорно-швартовный механизм. В качестве привода брашпилей используются паровые машины, гидро- и электродвигатели. Наиболее распространен электрический привод.

Конструкции отечественных электрических брашпилей унифицированы, а число их моделей ограничено типизированным рядом механизмов, основные характеристики которых приведены в табл. 4.2. Брашпили малых (Б1—БЗ) и средних (Б4, Б5) моделей имеют один электродвигатель, крупных (Б6—Б11) — два электродвигателя для совместной и раздельной работы.

У малых и средних моделей брашпилей применяют простую или глобоидную червячную и цилиндрическую грузовые передачи; у крупных моделей — систему зубчатых передач, связывающую электродвигатель с грузовым валом. Скорость выбирания швартовного каната брашпилями: номинальная — 18 м/мин; малая для крупных моделей — 9 м/мин (для малых и средних не устанавливается); наибольшая для средних и крупных моделей — 24—40 м/мин (для малых не устанавливается).

Цепные звездочки всех брашпилей отливают за одно целое со шкивами ленточных тормозов и устанавливают на грузовых валах. Цепные звездочки с грузовым валом соединяются и разобщаются ручным простым или рычажно-винтовым приводом кулачковых муфт. Турачки брашпилей малых и средних моделей устанавливают на консолях грузовых валов, у крупных моделей — на консолях промежуточных валов. Ленточные тормоза цепных звездочек имеют стальные ленты, облицованные с внутренней стороны асбестовыми тормозными обкладками. Конструкция ленточных тормозов исключает искрообразование при работе. Ручные приводы ленточных тормозов — рычажно-винтовые с рукоятками, расположенными непосредственно у тормозов.

На рис. 4.7 изображен брашпиль Б10 (см. табл. 4.2).


Рис. 4.7. Брашпиль Б10

Турачки 1 насажены на промежуточный вал 10, выходящий из редуктора 6. На грузовой вал 9 свободно насажены цепные звездочки 4, которые соединяются с грузовым валом кулачковыми муфтами с помощью маховиков 2. Ленточные тормоза 3 управляются маховиками 7. Ведущий вал редуктора соединен с двумя электродвигателями 8. На корпусе редуктора закреплены указатели 5 счетчиков длины вытравленной якорной цепи.

В настоящее время все якорные механизмы морских судов должны быть оборудованы приводами дистанционного управления из ходовой рубки. Для этого в обычную конструкцию брашпиля дополнительно включают привод затяжки и растормаживания ленточных тормозов, а также привод включения (выключения) кулачковых муфт звездочек. При дистанционном управлении брашпилем пост управления, расположенный непосредственно у брашпиля, сохраняется.

На крупнотоннажных судах большой ширины, где установка брашпиля затруднена, применяют так называемые брашпильные приставки к простым (рис. 4.8) или автоматическим швартовным лебедкам. Такая конструкция позволяет использовать для привода цепной звездочки привод швартовной лебедки, не работающей во время якорной операции. В этих случаях брашпильная приставка представляет собой цепную звездочку с тормозом, вал которой опирается на подшипники стоек и соединен с редуктором швартовной лебедки.

Рис. 4.8. Брашпильная приставка к простой швартовной лебедке

Таблица 4.2. Основные характеристики брашпилей
Индекс Расчетная глубина якорной стоянки, м Калибр якорной цепи, мм Тяговое усилие, кН Наибольший размер швартовного каната, мм Масса, кг
обычной прочности повышенной прочности максимальное на звездочке номинальное на турачке стального (диаметр) растительного (окружность) синтетического (окружность)
Б1
Б2
БЗ
Б4
Б5
Б6
Б7
Б8
Б9
Б10
Б11
65
80
80
100
100
100
100
100
100
100
100
15,17
19,22
25,28
31,34
37,4
43,46
49,46
57,62







37,4
43,46
49,53
57,62
67,72
77,82
8,7
14,5
23,5
44
61
80
107
146
168
227
294
5
10
15
20
30
50
65
80
100
140
140
13,5
16
17
19
22,5
24,5
30
30
33,5
37,5
37,5
100
125
150
175
200
225
300
300
350
350
350
60
80
80
90
115
150
175
175
200

1 010
1 300
2 090
3 260
4 880
6 710
11 370
13 380
17 500
21 340
23 890