Брашпиль
Якорный механизм, у которого ось вала цепного барабана (звездочки) расположена горизонтально, называется брашпилем. Большинство брашпилей снабжено швартовными турачками, что позволяет рассматривать брашпиль как якорно-швартовный механизм. В качестве привода брашпилей используются паровые машины, гидро- и электродвигатели. Наиболее распространен электрический привод.
Конструкции отечественных электрических брашпилей унифицированы, а число их моделей ограничено типизированным рядом механизмов, основные характеристики которых приведены в табл. 4.2. Брашпили малых (Б1—БЗ) и средних (Б4, Б5) моделей имеют один электродвигатель, крупных (Б6—Б11) — два электродвигателя для совместной и раздельной работы.
У малых и средних моделей брашпилей применяют простую или глобоидную червячную и цилиндрическую грузовые передачи; у крупных моделей — систему зубчатых передач, связывающую электродвигатель с грузовым валом. Скорость выбирания швартовного каната брашпилями: номинальная — 18 м/мин; малая для крупных моделей — 9 м/мин (для малых и средних не устанавливается); наибольшая для средних и крупных моделей — 24—40 м/мин (для малых не устанавливается).
Цепные звездочки всех брашпилей отливают за одно целое со шкивами ленточных тормозов и устанавливают на грузовых валах. Цепные звездочки с грузовым валом соединяются и разобщаются ручным простым или рычажно-винтовым приводом кулачковых муфт. Турачки брашпилей малых и средних моделей устанавливают на консолях грузовых валов, у крупных моделей — на консолях промежуточных валов. Ленточные тормоза цепных звездочек имеют стальные ленты, облицованные с внутренней стороны асбестовыми тормозными обкладками. Конструкция ленточных тормозов исключает искрообразование при работе. Ручные приводы ленточных тормозов — рычажно-винтовые с рукоятками, расположенными непосредственно у тормозов.
На рис. 4.7 изображен брашпиль Б10 (см. табл. 4.2).
Рис. 4.7. Брашпиль Б10
Турачки 1 насажены на промежуточный вал 10, выходящий из редуктора 6. На грузовой вал 9 свободно насажены цепные звездочки 4, которые соединяются с грузовым валом кулачковыми муфтами с помощью маховиков 2. Ленточные тормоза 3 управляются маховиками 7. Ведущий вал редуктора соединен с двумя электродвигателями 8. На корпусе редуктора закреплены указатели 5 счетчиков длины вытравленной якорной цепи.
В настоящее время все якорные механизмы морских судов должны быть оборудованы приводами дистанционного управления из ходовой рубки. Для этого в обычную конструкцию брашпиля дополнительно включают привод затяжки и растормаживания ленточных тормозов, а также привод включения (выключения) кулачковых муфт звездочек. При дистанционном управлении брашпилем пост управления, расположенный непосредственно у брашпиля, сохраняется.
На крупнотоннажных судах большой ширины, где установка брашпиля затруднена, применяют так называемые брашпильные приставки к простым (рис. 4.8) или автоматическим швартовным лебедкам. Такая конструкция позволяет использовать для привода цепной звездочки привод швартовной лебедки, не работающей во время якорной операции. В этих случаях брашпильная приставка представляет собой цепную звездочку с тормозом, вал которой опирается на подшипники стоек и соединен с редуктором швартовной лебедки.
Рис. 4.8. Брашпильная приставка к простой швартовной лебедке
Индекс | Расчетная глубина якорной стоянки, м | Калибр якорной цепи, мм | Тяговое усилие, кН | Наибольший размер швартовного каната, мм | Масса, кг | ||||
обычной прочности | повышенной прочности | максимальное на звездочке | номинальное на турачке | стального (диаметр) | растительного (окружность) | синтетического (окружность) | |||
Б1 Б2 БЗ Б4 Б5 Б6 Б7 Б8 Б9 Б10 Б11 |
65 80 80 100 100 100 100 100 100 100 100 |
15,17 19,22 25,28 31,34 37,4 43,46 49,46 57,62 — — — |
— — — — — 37,4 43,46 49,53 57,62 67,72 77,82 |
8,7 14,5 23,5 44 61 80 107 146 168 227 294 |
5 10 15 20 30 50 65 80 100 140 140 |
13,5 16 17 19 22,5 24,5 30 30 33,5 37,5 37,5 |
100 125 150 175 200 225 300 300 350 350 350 |
60 80 80 90 115 150 175 175 200 — — |
1 010 1 300 2 090 3 260 4 880 6 710 11 370 13 380 17 500 21 340 23 890 |