Грузовые краны

Кран, согласно определению Регистра СССР, — это грузоподъемное устройство, не нуждающееся для каких-либо перемещений груза в системе тросов и блоков, закрепляемых вне собственной конструкции. Применение грузовых кранов на судах обусловлено их более высокой по сравнению с грузовыми стрелами маневренностью, меньшими затратами труда на подготовку к работе и, как следствие этого, более высокой производительностью.

По конструкции различают судовые краны стреловые (наиболее распространенные), козловые и мостовые. По способу крепления краны делятся на стационарные и передвижные. Приводы основных механизмов стрелового крана, осуществляющих подъем, изменение вылета и поворота стрелы, в основном идентичны механизмам стреловых устройств. По существу, механизмы подъема и изменения вылета стрелы представляют собой описанные выше грузовые лебедки.

На крупнотоннажных судах-контейнеровозах применяют передвижные козловые краны (рис. 4.18). На лихтеровозах для подъема и перемещения по судну плавучих контейнеров-лихтеров используют самоходные козловые краны (рис. 4.19), грузоподъемность которых достигает 5 МН.

Рис. 4.18. Передвижной козловой контейнерный кран
Рис. 4.19. Козловой кран лихтеровоза
Рис. 4.20. Сдвоенный электрогидравлический кран 2КЭП2518  

Появление контейнерных судов привело к созданию грузовых средств, выполняющих операции как с контейнерами, так и с генеральными грузами. Такими средствами являются сдвоенные краны, которые обычно представляют собой два скомпонованных на одной поворотной платформе одинаковых крана, работающих порознь или вместе. В последнем случае их стрелы фиксируются параллельно одна другой и оба крана поворачиваются вместе с платформой. Общий вид такого крана представлен на рис. 4.20.

На строящихся отечественных сухогрузных судах устанавливают электрические и электрогидравлические краны, основные характеристики которых приведены в табл. 4.5.

Устройство электрогидравлического крана КЭГ8018 показано на рис. 4.21.


Рис. 4.21. Конструкция электрогидравлического крана КЭГ8018

Корпус крана 3 опирается на плиту 2 и относительно фундамента вращается в опорном подшипнике 1. Грузовая лебедка 5 для шкентеля 8 приводится во вращение гидромотором 4. Аналогичное устройство имеет лебедка И для топенанта 9. Все гидромоторы, в том числе и механизма поворота (на рисунке не показан), получают питание от насосной станции 15 с электродвигателем 14. Для доступа к механизмам крана с целью монтажа и обслуживания служит дверь 7. Крановщик находится в кабине 10. Электропитание к крану подводится от судовой сети через токосъемник 16. Охлаждение механизмов производится через вентиляционное окно 12 и кожух 13. Масло гидросистемы охлаждается в маслоохладителе б, а в зимнее время подогревается в маслоподргревателе 17.

Таблица 4.5. Основные характеристики отечественных судовых грузовых кранов
Индекс Грузоподъемность, кН Вылет стрелы, м Угол поворота, град. Скорость Масса, т
наибольший наименьший подъема груза, м/мин изменения вылета стрелы, м/мин поворота, об/мин
Электрические
КЭ32-2
КЭ32-8
КЭ39
КЭ39-2
32
32
160
160
14
12
15
25
4
4
5
5,5
360
360
320
335
60
10
12
12
24
13
5
10,5
1,6
0,8
0,5
0,5
9,6
8,3
40
46
Электрогидравлические
КЭГ8018
КЭГ12518
2КЭГ12518
КЭГ63028
80
125
2X125
630
18
18
18
28
5
2,9
2,9
10
Неограниченный
То же
*
360
28
36
25
6,9
24
28,3
28,3
11,4
1,2
1,2
0,6
0,9
20
28,4
78,3
80