Грузовые краны
Кран, согласно определению Регистра СССР, — это грузоподъемное устройство, не нуждающееся для каких-либо перемещений груза в системе тросов и блоков, закрепляемых вне собственной конструкции. Применение грузовых кранов на судах обусловлено их более высокой по сравнению с грузовыми стрелами маневренностью, меньшими затратами труда на подготовку к работе и, как следствие этого, более высокой производительностью.
По конструкции различают судовые краны стреловые (наиболее распространенные), козловые и мостовые. По способу крепления краны делятся на стационарные и передвижные. Приводы основных механизмов стрелового крана, осуществляющих подъем, изменение вылета и поворота стрелы, в основном идентичны механизмам стреловых устройств. По существу, механизмы подъема и изменения вылета стрелы представляют собой описанные выше грузовые лебедки.
На крупнотоннажных судах-контейнеровозах применяют передвижные козловые краны (рис. 4.18). На лихтеровозах для подъема и перемещения по судну плавучих контейнеров-лихтеров используют самоходные козловые краны (рис. 4.19), грузоподъемность которых достигает 5 МН.
Рис. 4.18. Передвижной козловой контейнерный кран
Рис. 4.19. Козловой кран лихтеровоза
Рис. 4.20. Сдвоенный электрогидравлический кран 2КЭП2518
Появление контейнерных судов привело к созданию грузовых средств, выполняющих операции как с контейнерами, так и с генеральными грузами. Такими средствами являются сдвоенные краны, которые обычно представляют собой два скомпонованных на одной поворотной платформе одинаковых крана, работающих порознь или вместе. В последнем случае их стрелы фиксируются параллельно одна другой и оба крана поворачиваются вместе с платформой. Общий вид такого крана представлен на рис. 4.20.
На строящихся отечественных сухогрузных судах устанавливают электрические и электрогидравлические краны, основные характеристики которых приведены в табл. 4.5.
Устройство электрогидравлического крана КЭГ8018 показано на рис. 4.21.
Рис. 4.21. Конструкция электрогидравлического крана КЭГ8018
Корпус крана 3 опирается на плиту 2 и относительно фундамента вращается в опорном подшипнике 1. Грузовая лебедка 5 для шкентеля 8 приводится во вращение гидромотором 4. Аналогичное устройство имеет лебедка И для топенанта 9. Все гидромоторы, в том числе и механизма поворота (на рисунке не показан), получают питание от насосной станции 15 с электродвигателем 14. Для доступа к механизмам крана с целью монтажа и обслуживания служит дверь 7. Крановщик находится в кабине 10. Электропитание к крану подводится от судовой сети через токосъемник 16. Охлаждение механизмов производится через вентиляционное окно 12 и кожух 13. Масло гидросистемы охлаждается в маслоохладителе б, а в зимнее время подогревается в маслоподргревателе 17.
Индекс | Грузоподъемность, кН | Вылет стрелы, м | Угол поворота, град. | Скорость | Масса, т | |||
наибольший | наименьший | подъема груза, м/мин | изменения вылета стрелы, м/мин | поворота, об/мин | ||||
Электрические | ||||||||
КЭ32-2 КЭ32-8 КЭ39 КЭ39-2 |
32 32 160 160 |
14 12 15 25 |
4 4 5 5,5 |
360 360 320 335 |
60 10 12 12 |
24 13 5 10,5 |
1,6 0,8 0,5 0,5 |
9,6 8,3 40 46 |
Электрогидравлические | ||||||||
КЭГ8018 КЭГ12518 2КЭГ12518 КЭГ63028 |
80 125 2X125 630 |
18 18 18 28 |
5 2,9 2,9 10 |
Неограниченный То же * 360 |
28 36 25 6,9 |
24 28,3 28,3 11,4 |
1,2 1,2 0,6 0,9 |
20 28,4 78,3 80 |