Классификация

Судовые центробежные насосы различают по следующим признакам: по расположению вала — горизонтальные и вертикальные; по напору (давлению) — низконапорные (до 0,5 МПа), средне-напорные (0,5—5 МПа) и высоконапорные (свыше 5 МПа), по способу привода — электрические и турбинные, по подаче — малой (до 20 м3/ч), средней (20—60 м3/ч) и большой (более 60 м3/ч) подачи.

Центробежные насосы имеют различные типы колес (рис. 2.22,а, б), обеспечивающие подвод жидкости осевой, а выход радиальный. Полуосевые насосы имеют колеса (рис. 2.22, в) с осевым подводом жидкости и выходом по диагонали. В осевых насосах подвод и отвод жидкости осуществляются по оси насоса с помощью колеса, изображенного на рис. 2.22, г.


Рис. 2.22. Типы рабочих колес лопастных насосов

На рис. 2.22, д показано колесо вихревого насоса с лопатками на периферии, которое позволяет создать напор путем многократной рециркуляции жидкости через межлопастные каналы. Таким образом, насосы делятся:
по способу подвода жидкости к колесу — с односторонним (см. рис. 2.22, а) и двусторонним (см. рис. 2.22, б) подводом;
по соединению проточных частей — одноступенчатые, многоступенчатые (проточные части нескольких колес соединены последовательно), много поточные (проточные части нескольких колес соединены параллельно), многопоточно-многоступенчатые (проточные части нескольких колес соединены параллельно-последовательно);
по роду перекачиваемой жидкости — нефтеперекачивающие (перекачивающие минеральные масла), водоперекачивающие (жидкость с механическими частичками, находящимися во взвешенном состоянии);
по всасывающей способности — самовсасывающие (снабженные приспособлением для самовсасывания) и несамовсасывающие (заливаемые перед пуском жидкостью);
по конструкции корпуса — однокорпусные с одним разъемом в горизонтальной плоскости, которая проходит через ось вала насоса; секционные, у которых корпус состоит из отдельных секций, имеющих разъем не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости;
по быстроходности, характеризуемой коэффициентом быстроходности ns.

Коэффициентом быстроходности называется частота вращения колеса модельного насоса, который, будучи геометрически подобен оригиналу, создает напор 9806,6 Па при подаче 75 л/с и потребляет мощность 0,736 кВт при наивысшем КПД. Его можно найти по формуле ns = 3,65 n√Q/4√H3.

В зависимости от коэффициента быстроходности различают насосы тихоходные, нормальные и быстроходные (табл. 2.5). Как видно из таблицы, коэффициент быстроходности влияет на форму рабочего колеса. Так, при значениях па » 200 форма колеса значительно отличается от формы колеса, в котором повышенное давление жидкости создается в основном за счет действия центробежных сил. У диагональных насосов коэффициент быстроходности равен 200—500, а у осевых он достигает еще больших значений.

Таблица 2.5. Типы насосов в зависимости от коэффициента быстроходности колес

При расчете формы колеса центробежного и осевого насосов по коэффициенту быстроходности выбирают наиболее рациональные размеры колеса, которые при заданных напоре, подаче и частоте вращения обеспечивают наиболее высокий КПД. Максимальное значение КПД, равное 90 %, было достигнуто для быстроходных насосов при пв = 140.