Конструкции центробежных насосов

Центробежный насос состоит из рабочего колеса, помещенного внутри улиткообразного корпуса, подводящего и отводящего патрубков, вала, уплотнений и спускных отверстий, закрытых пробками. Некоторые центробежные насосы имеют дополнительное устройство, позволяющее приводить насос в действие без предварительного заливания жидкости.

Центробежные насосы с электрическим приводом для  перекачивания морской и пресной воды с температурой до 353 К (85 °С) применяют в общесудовых системах, в системах рефрижераторных установок и дизельного топлива; изготовляют по ГОСТ 7958—78 в двух исполнениях: горизонтальном (несамовсасывающий — НЦГ и самовсасывающий — НЦГС) и вертикальном (несамовсасывающий — НЦВ и самовсасывающий — НЦВС).

На рис. 2.26 представлен общий вид электронасоса типа НЦВ. Насосы этого типа широко применяются на судах в качестве пожарных.


Рис. 2.26. Электронасос типа НЦВ

Электронасос типа НЦВ состоит из электродвигателя постоянного или переменного тока 1, сварного фонаря 2 и опор для бокового, среднего или нижнего крепления. Гидравлическая часть состоит из корпуса 5, рабочего колеса 7, верхнего 6 и нижнего 10 уплотняющих колец, сальника с мягкой набивкой 4. В средней части сальника помещено резиновое кольцо гидравлического затвора, к которому подводится вода из напорной полости корпуса насоса по трубопроводу 14. Рабочее колесо 7 надето на удлиненный конец вала электродвигателя, закреплено шпонкой 15 и гайкой 8. Колесо разгружено от осевых усилий, так как отверстия в ступице выравнивают давление по обе стороны колеса.

Вал электронасоса вращается против часовой стрелки, если смотреть со стороны электропривода. Удлиненный конец вала защищен от износа съемной втулкой, закрепленной на валу шпонкой 15. Подвод воды к рабочему колесу — осевой снизу, отвод — боковой. К нижней части корпуса насоса крепится всасывающий патрубок 9, снимаемый с помощью отжимных болтов 11, а к напорной полости в корпусе — напорный патрубок, имеющий форму расширяющегося конуса, что обеспечивает снижение скорости перекачиваемой воды.

Просачивающаяся через уплотнение вода отводится из фонаря дренажной трубкой 13. Фильтрация воды от 1 до 12 л/ч считается нормальной. При поступлении большего количества воды набивка поджимается с помощью нажимной крышки 3. Затяжку сальника следует производить только во время работы насоса.

Чтобы избежать нагрева воды в напорной полости насоса, работающего длительное время при нулевом расходе, предусмотрен кран нулевого расхода 12 с трубкой для отвода воды в трюм или за борт в количестве до 1 м3/ч. На напорном и всасывающем патрубках имеются бобышки с резьбой для присоединения манометра и мановакуумметра.

Корпус, рабочее колесо, уплотнительные кольца и другие элементы гидравлической части насоса, омываемые забортной водой, изготовлены из коррозионно-стойкой бронзы.

На судах насосы устанавливаются ниже конструктивной ватерлинии KBЛ. Пуск осуществляется при закрытой задвижке на напорной магистрали. Ею же регулируется подача воды в магистраль во время работы насоса.