Судовые системы

Конструктивные элементы

Любая судовая система состоит из следующих конструктивных элементов: труб с путевыми соединениями (трубопроводов), арматуры с приводами, механизмов и оборудования, приборов контроля.

Трубы, путевые соединения, арматура, а также присоединительные элементы механизмов, аппаратов и контрольно-измерительных приборов характеризуются условным проходом и условным давлением, принятыми для упрощения процессов проектирования, монтажа и ремонта судовых систем.

Условный проход (условный диаметр) Dy — фактический внутренний диаметр проходного отверстия сопрягаемых элементов трубопроводов и арматуры, измеряемый в миллиметрах.

Условное давление ру — наибольшее давление, которое можно допустить в трубопроводе при определенной температуре рабочей среды. Допустимые напряжения σд, Па, в продольных сечениях трубы можно рассчитать по формуле σд = pпрDв(2s), где pпр — пробное давление, Па; s, Dв — толщина стенки и внутренний диаметр трубы, м.

Условное давление назначается как часть пробного и связано с рабочим давлением рраб в трубопроводе зависимостью, которая учитывает изменение механических свойств материала трубы под воздействием температуры рабочей среды. Например, для малоуглеродистой стали: pраб = ру при Т < 393 К (120 °С); Рраб = 0,8ру при Т < 393÷573 К (120÷300 °С); рраб = 0,6ру при Т > 573 К (300 °С). Такие зависимости существуют для всех материалов, из которых изготовляются трубопроводные элементы.

Рассмотрим важнейшие конструктивные элементы судовых систем.