Принципы расположения и устройства систем

Расположение трубопроводов любой системы зависит от места установки механизмов, обслуживающих трубопровод, причем один механизм может обслуживать одного потребителя, группу или все имеющиеся на судне потребители. Точно так же и систему могут обслуживать один или несколько механизмов.

Устройство системы и ее расположение на судне определяются назначением данной системы, числом и расположением потребителей, параметрами рабочей среды, способом управления приборами, механизмами и т. д. В зависимости от числа и места расположения приемников трубопровод системы может быть выполнен в виде разветвленной сети или в виде одной трубы.

При обслуживании судовой системой нескольких потребителей трубопроводная сеть представляет собой основной магистральный трубопровод, от которого ответвляются линии распределения — отростки, подводящие рабочую среду непосредственно к обслуживаемым системой потребителям.

Магистральные трубопроводы могут быть линейными или кольцевыми. Линейный трубопровод прост в изготовлении и легче обслуживается, чем кольцевой, однако по живучести уступает ему. При повреждении линейного трубопровода вся система может выйти из строя. При повреждении кольцевого трубопровода система будет работать, так как снабжение потребителей будет происходить по оставшейся части кольца.

Существуют три основных принципа устройств судовых систем: автономный, групповой и централизованный. Их применяют в зависимости от расстановки механизмов на судне.

При автономном принципе устройства системы каждый водонепроницаемый отсек обслуживается самостоятельным механизмом, предназначенным для приемников, установленных в данном отсеке. Групповой принцип предусматривает обслуживание каждым механизмом нескольких водонепроницаемых отсеков с размещенными в них потребителями системы. При централизованном принципе все приемники судна обслуживаются одним механизмом, установленным для данной судовой системы.

Рассматривая варианты устройства судовой системы, можно выявить их преимущества и недостатки. Автономная установка лучше, чем централизованная, обеспечивает живучесть и маневренность системы, так как в случае аварии и выхода из строя механизма одного отсека прекращается работа лишь небольшого участка системы; сокращается длина участков трубопровода, что улучшает маневренность системы и уменьшает число проходов трубопроводов через водонепроницаемые переборки и конструкции. С точки зрения живучести судна недостатком такой системы является отсутствие резерва мощности в случае выхода механизма из строя. Увеличивается также потребность в количестве механизмов на систему в целом, в связи с чем возрастает общая масса системы.

При централизованном принципе устройства масса системы и потребное количество механизмов будут по сравнению с автономным принципом значительно меньшими. Кроме того, расположение насоса в одном пункте позволяет обслуживать потребителей, находящихся в различных отсеках, и использовать в системе механизмы с меньшей мощностью, чем суммарная мощность механизмов, установленных в каждом отдельном отсеке. Однако централизованный принцип устройства системы по живучести менее удачен, чем автономный, так как в случае выхода из строя механизма действие всей системы прекратится.

Групповой принцип построения трубопровода занимает в отношении перечисленных выше преимуществ и недостатков промежуточное положение.

При выборе принципа построения любых схем трубопроводов учитывают обычно следующие факторы: если решающей является стоимость установки, применяют централизованный принцип построения магистралей; когда решающее значение имеют живучесть и маневренность системы, используют автономный принцип. Выбирая принцип построения системы, необходимо учитывать удобство управления системой, контроля работы ее элементов, монтажа, ремонта и осмотра отдельных частей и т. д.