Шлюпочные лебедки
Шлюпочные лебедки входят в состав шлюпочного устройства, основное назначение которого обеспечить быстрый и безопасный спуск и подъем спасательных (в соответствии с требованиями СОЛАС-74) и рабочих шлюпок.
В настоящее время на морских судах для обслуживания спасательных и рабочих шлюпок, а также рабочих и разъездных катеров, применяют гравитационные шлюпбалки с нижней и верхней проводкой лопарей *, а именно: ростровые скатывающиеся шлюпбалки, одно- и двухшарнирные.
Шлюпочные лебедки для морских судов нормализованы. С целью сокращения количества моделей число выпускаемых промышленностью типоразмеров шлюпочных лебедок ограничено. Основные характеристики шлюпочных лебедок типа ЛШ приведены в табл. 4.6.
Индекс | Тяговое усилие, кH | Скорость канатов, м/мин | Диаметр стального каната, мм | Канатоемкость, м | Мощность электродвигателя, кВт | Масса, кг | |
выбирания | травления | ||||||
ЛШ1 ЛШЗД ЛШ4Д ЛШ5 |
16 40 63 100 |
11 20 20 12 |
60 60 50 60 |
11 15 24 29 |
2X40 2X40/2X60 2X60/2X90 2X60/2X90 |
2,2 7 14 14 |
330 750/780 1600/1700 1800/1980 |
Примечание. В знаменателе дроби — канатоемкость барабанов для модификаций лебедок и соответствующие им значения масс. |
Для удовлетворения требованиям СОЛАС-74 на судах устанавливаются также четырехшарнирные шлюпбалки и соответствующие им новые шлюпочные лебедки типа ЛШВ. Отличительной особенностью этих лебедок является то, что они устанавливаются не на палубе, а крепятся на шлюпбалках. Поэтому лебедки выполняются двухбарабанными, с приводом от одного электродвигателя. Кинематическая схема лебедки ЛШВ приведена на рис. 4.22.
Рис. 4.22. Кинематическая схема лебедки ЛШВ
При подъеме шлюпки вращение от электродвигателя 16 передается через центробежную муфту 15, двухступенчатый цилиндрический редуктор 3 и трансмиссию 7 с зубчатыми муфтами 4 барабанам 2 и 6. Внутри каждого барабана имеется планетарный редуктор 5, понижающий частоту вращения трансмиссии. При спуске шлюпки вращение от барабанов через редукторы 5 передается трансмиссии 7 и через колеса редуктора — валу, на котором установлены ленточный 9 и центробежный 8 тормоза. Ручной привод 10 состоит из безопасной муфты 12 и цепной передачи 11. Включение муфты ручного привода рукояткой 14 блокирует выключатель 13, чтобы нельзя было включить электропривод. Лебедка крепится к шлюпбалкам стойками 1.