Шлюпочные лебедки

Шлюпочные лебедки входят в состав шлюпочного устройства, основное назначение которого обеспечить быстрый и безопасный спуск и подъем спасательных (в соответствии с требованиями СОЛАС-74) и рабочих шлюпок.

В настоящее время на морских судах для обслуживания спасательных и рабочих шлюпок, а также рабочих и разъездных катеров, применяют гравитационные шлюпбалки с нижней и верхней проводкой лопарей *, а именно: ростровые скатывающиеся шлюпбалки, одно- и двухшарнирные.

Шлюпочные лебедки для морских судов нормализованы. С целью сокращения количества моделей число выпускаемых промышленностью типоразмеров шлюпочных лебедок ограничено. Основные характеристики шлюпочных лебедок типа ЛШ приведены в табл. 4.6.

Таблица 4.6. Основные характеристики нормализованных шлюпочных лебедок типа ЛШ
Индекс Тяговое усилие, кH Скорость канатов, м/мин Диаметр стального каната, мм Канатоемкость, м Мощность электродвигателя, кВт Масса, кг
выбирания травления
ЛШ1
ЛШЗД
ЛШ4Д
ЛШ5
16
40
63
100
11
20
20
12
60
60
50
60
11
15
24
29
2X40
2X40/2X60
2X60/2X90
2X60/2X90
2,2
7
14
14
330
750/780
1600/1700
1800/1980
Примечание. В знаменателе дроби — канатоемкость барабанов для модификаций лебедок и соответствующие им значения масс.

Для удовлетворения требованиям СОЛАС-74 на судах устанавливаются также четырехшарнирные шлюпбалки и соответствующие им новые шлюпочные лебедки типа ЛШВ. Отличительной особенностью этих лебедок является то, что они устанавливаются не на палубе, а крепятся на шлюпбалках. Поэтому лебедки выполняются двухбарабанными, с приводом от одного электродвигателя. Кинематическая схема лебедки ЛШВ приведена на рис. 4.22.


Рис. 4.22. Кинематическая схема лебедки ЛШВ

При подъеме шлюпки вращение от электродвигателя 16 передается через центробежную муфту 15, двухступенчатый цилиндрический редуктор 3 и трансмиссию 7 с зубчатыми муфтами 4 барабанам 2 и 6. Внутри каждого барабана имеется планетарный редуктор 5, понижающий частоту вращения трансмиссии. При спуске шлюпки вращение от барабанов через редукторы 5 передается трансмиссии 7 и через колеса редуктора — валу, на котором установлены ленточный 9 и центробежный 8 тормоза. Ручной привод 10 состоит из безопасной муфты 12 и цепной передачи 11. Включение муфты ручного привода рукояткой 14 блокирует выключатель 13, чтобы нельзя было включить электропривод. Лебедка крепится к шлюпбалкам стойками 1.

* Лопарь — гибкая связь между шлюпкой и шлюпочной лебедкой. В качестве лопарей в основном используют стальные канаты, реже — растительные или синтетические.