Швартовные лебедки

По принципу действия делятся на простые и автоматические, по роду привода — гидравлические и электрические.

Отличительной особенностью автоматических швартовных лебедок является способность поддерживать натяжение швартовного каната перед барабаном лебедки в заранее установленных пределах. При увеличении нагрузки лебедка автоматически включается на режим травления, а при уменьшении нагрузки — на режим выбирания. Выбирание каната производится до тех пор, пока нагрузка не превысит пределы, установленные для данной лебедки. У некоторых лебедок длина вытравленного каната может быть не более установленной при помощи специального устройства. Это делается для предотвращения возможности «угона» судна от причала под действием ветра и столкновения с другими судами, расположенными на акватории порта.

Автоматические швартовные лебедки имеют сигнализацию по предельному натяжению каната и по его предельно допустимой вытравленной длине. Простые швартовные лебедки не имеют устройства для автоматического поддержания натяжения каната и, следовательно, непригодны для работы в тех условиях, когда его необходимо обеспечить. Кроме традиционной компоновки узлов простых швартовных лебедок (барабан с многослойной навивкой, турачка и канатоукладчик), встречаются механизмы, конструкция которых подчинена местным условиям размещения на судне.

Общий вид автоматической швартовной лебедки ЛЭША2М с электроприводом показан на рис. 4.12. Турачка закреплена на грузовом валу, выходящем из редуктора. Швартовный барабан может быть заторможен ленточным тормозом при помощи маховика. Электродвигатель соединен с редуктором упругой муфтой, закрытой кожухом. Под открытой крышкой пульта управления находятся маховики, при помощи которых задаются величина натяжения каната в автоматическом режиме и величина допустимого «угона», т. е. длины вытравленного каната.

Рис. 4.12. Швартовная автоматическая лебедка ЛЭША2М

Характеристики лебедки ЛЭША2М
Тяговое усилие (регулируемое), кН...........20—80
Скорость, м/мин:
ненагруженного каната...............110
выбирания в автоматическом режиме ........ 3,5
» в ручном режиме номинальная...... 24
Размера каната на барабане:
диаметр, мм............ 29
длина (при навивке в четыре слоя), м    200
Размеры каната на турачке, мм:
диаметр (стального) ........  30
окружность (синтетического) .... 175
Масса лебедки, кг...........6000

Несмотря на то что применение автоматических швартовных лебедок обеспечивает высокую степень механизации и автоматизации швартовных операций, их нельзя рекомендовать к установке на судах всех типов и назначений по следующим причинам.

Автоматическая швартовная лебедка представляет собой довольно сложный и дорогостоящий механизм, требующий для размещения много места на палубе и квалифицированного ухода в эксплуатации. На судне нецелесообразно устанавливать менее двух, а иногда и четырех лебедок, поэтому рекомендуется применять их на крупных грузовых судах, где есть мощная энергетическая установка, высококвалифицированный штат команды и достаточно места для размещения лебедок. К таким судам относятся танкеры большой и средней грузоподъемности, контейнерные суда, рудовозы.

На этих судах широко внедряют скоростные методы погрузки, разгрузки и сокращают стояночное время. Для них характерно быстрое изменение осадки в процессе погрузки и разгрузки. Все это оправдывает применение автоматических швартовных лебедок. К тому же эти суда снабжаются швартовными канатами большого диаметра, с которыми работать вручную трудно.

Простые швартовные лебедки также облегчают труд швартовной команды, но их целесообразно устанавливать на судах, осадка которых не изменяется столь резко.