Жесткие спасательные плоты

Спасательные шлюпки не лишены существенных недостатков. Например, в большинстве случаев их можно спустить на воду только с одного борта. Кроме того, шлюпки вместе со средствами их спуска занимают на палубе много места. Поэтому на многих пассажирских, промысловых, рыбообрабатывающих и некоторых
других судах эти шлюпки не удается разместить в достаточном количестве.

В настоящее время Правила постройки Регистра СССР на судах всех типов и категорий плавания (за исключением танкеров) разрешают заменять часть шлюпок спасательными плотами. Небольшой вес и габариты плотов делают их незаменимым спасательным средством для судов на подводных крыльях и на воздушной подушке.

Применение спасательных плотов на судах некоторых типов, в особенности на пассажирских, ограничивалось характером их использования — плоты сбрасывались с судна на воду, и только после этого люди каким-либо образом занимали на них места.

В последние годы появились плоты, посадку на которые можно производить на борту судна. Такие плоты вместе с пассажирами спускаются на воду специальными стрелами и могут быть использованы вместо шлюпок на судах всех типов и категорий плавания, за исключением танкеров.

В зависимости от материала, из которого изготовлена оболочка плота, различают плоты жесткие и эластичные или надувные. Для изготовления первых используются легкие сплавы и пластмассы. Оболочка надувных плотов, принимающая нужную форму при заполнении газом, изготавливается из прорезиненной ткани.

На рис. 64 показаны металлический (а) и пластмассовый (б) плоты отечественной конструкции. Гофрированная круглая оболочка плота из алюминиево-магниевого сплава имеет в плане овальную форму. Внутренний объем камеры плавучести разделен на ряд изолированных отсеков. Тент в свернутом состоянии и поддерживающие его дуги в походном положении располагаются по периметру плота. Тент может быть поднят в любую сторону. Плот опоясывает спасательный леер.

Рис. 64. Жесткие спасательные плоты: а — металлический; б — пластмассовый.

1 — тент; 2 — сигнальная лампочка; 3 — рым; 4 — корпус; 5 — спасательный леер; 6 — заполнитель; 7 — дно.

Для изготовления оболочки пластмассовых плотов используются стеклопластики. Внутренний объем плавучести заполняется пенопластом с удельным весом около 0,045 г/см3. Пенопласт имеет незначительное водопоглощение и надежно обеспечивает сохранение плавучести плота даже при повреждении его оболочки. На рисунке показан тент в сложенном и рабочем положениях.

Требования, предъявляемые к спасательным плотам, в основном сводятся к следующему:
конструкция плота должна обеспечивать нахождение плота на плаву в течение 30 суток в любых морских условиях и в диапазоне температур от +66 до —30° С;
при сбрасывании с высоты 18,3 м (60 футов) плот и его снабжение должны оставаться неповрежденными;
при спуске вручную общий вес плота со снабжением не должен превышать 180 кг;
вместимость плота должна быть не менее 6 и не более 25 человек. Эта норма обусловлена практикой. Плоты больших размеров становятся громоздкими, усложняется их спуск на воду;
плоты должны быть снабжены тентом, иметь водонепроницаемый настил пола и обеспечивать достаточную изоляцию от холода.

Кроме общих требований к жестким плотам предъявляются еще дополнительные: остойчивость плота и возможность использования его в любых условиях должны быть гарантированы независимо от того, какой стороной он упадет на воду.

В плане форма плота может быть круглой, овальной и прямоугольной. Круглая форма обеспечивает равную остойчивость во всех направлениях. При одинаковом периметре эта форма дает максимальную площадь. Недостатком круглых плотов является большая (по сравнению с прямоугольными плотами) сложность изготовления.

Прямоугольная форма обеспечивает лучшее использование материала. Прямоугольные плоты при дрейфе разворачиваются таким образом, что их длинная сторона занимает положение, поперечное по отношению к направлению движения. Это увеличивает скорость дрейфа и уменьшает остойчивость.

Объем и размеры плота заданной вместимости могут быть определены по нормам Правил постройки Регистра СССР. У жестких спасательных плотов объем воздушных отсеков, приходящийся на одного человека, должен быть не меньше 0,096 м3, а площадь палубы не меньше 0,372 м2. Фактически удельный объем изменяется в пределах 0,10—0,20 м3.