Специальные устройства судов с вертикальным и горизонтальным способом грузообработки

Судовые люковые закрытия предназначены для открывания и закрывания грузовых люков во время погрузоразгрузочных операций на транспортных судах. Необходимость увеличения грузооборота судов требует сокращения времени на погрузоразгрузочные операции. Контейнеризация грузов приводит к увеличению размеров грузовых люков, что, в свою очередь, делает необходимым применение механизированных многосекционных люковых закрытий. Известно большое число типов люковых закрытий, которые превратились в специализированные устройства судов с вертикальным способом грузообработки.

Для механизации люковых закрытий широко применяют гидравлический привод, который компонуют вне люковых крышек. Исполнительной частью привода служат поршневые (высокого давления) и лопастные (низкого давления) гидродвигатели, вращающие цепные звездочки, которые, выбирая цепь, открывают и закрывают люковые крышки. Для этой цели используют также специальные лебедки с гидроприводом высокого давления и тросовой передачей усилия.

Получили распространение люковые закрытия с приводом от гидроцилиндров, расположенных по сторонам трюма. На рис. 4.29 представлена одна из конструкций привода складывающегося шарнирно соединенного люкового закрытия. Привод осуществляется с помощью гидроцилиндров — домкратов, расположенных вне крышки. Внешнее расположение обусловлено необходимостью создания должной тепловой изоляции трюма, а также родом груза. Конструкция крышки и привода достаточно проста и может быть использована для люкового закрытия небольших размеров с двухсекционными крышками.


Рис. 4.29. Складывающееся шарнирно соединенное люковое закрытие

Для многосекционных люковых закрытий применяют приводы от гидроцилиндров, встраиваемых в каждую секцию.

Известны приводы люковых закрытий от гидроцилиндров, расположенных снаружи трюма по бокам крышки. Общий вид такого привода показан на рис. 4.30.


Рис. 4.30. Привод люкового закрытия от гидроцилиндров

Люковое закрытие состоит из двухсекционных крышек 1 разной длины с приводом от двух гидроцилиндров 3 и 4, которые передают усилия на рычаги 2. Один из рычагов воздействует на переднюю секцию, а другой — на следующую за ней. При закрывании и открывании люка гидроцилиндры работают поочередно. Введение дополнительных гидроцилиндров значительно усложнило конструкцию привода и его гидросистемы. Сами гидроцилиндры и рычаги не защищены от возможных повреждений при погрузке и от воздействия воды.

С появлением судов с горизонтальным способом грузообработки понятие «люковое закрытие» значительно расширилось. К новым специальным устройствам относятся различные кормовые и носовые закрытия, аппарели, бортовые порты, внутренние аппарели и пандусы, подвесные платформы. Все перечисленные устройства предназначены для открывания и закрывания не только люков в палубах и твиндеках, но и проемов в переборках, бортах, через которые грузы доставляются погрузчиками или самоходом. Применение тех или иных видов устройств определяется уровнем оснащенности причалов, видом груза, конструктивным типом судна, его назначением, компоновкой помещений и т. п. Рассмотрим некоторые из указанных устройств.

Бортовые порты применяются на некоторых судах, швартующихся к причалу бортом. Они могут использоваться в качестве основных средств проведения грузовых операций (на судах-пакетовозах, автомобилевозах и некоторых паромах), а также как дополнительные к аппарелям или к обычным грузовым люкам. Конструкция бортовых портов и их размеры зависят от вида перевозимых грузов, района эксплуатации судна и характера грузообработки. Высота в свету изменяется от 1,8 до 5,8 м, ширина — от 2 до 7,5 м. Наиболее простая конструкция бортового порта — вырез в бортовой обшивке с водонепроницаемым закрытием, навешенным на петлях и открывающимся наружу. Механизмы закрытия бортовых портов снабжаются различными устройствами для герметичного задраивания и могут управляться дистанционно. Грузовые операции через бортовые порты чаще всего осуществляют вилочными погрузчиками, из которых часть работает на причале, а часть — в грузовых помещениях судна (рис. 4.31).


Рис. 4.31. Схема проведения грузовых операций через бортовые порты