Трубы

В судовых системах современных морских судов применяют стальные, стальные оцинкованные, медные, латунные алюминиевые, титановые и пластмассовые трубы. Трубопроводы выполняют из отдельных труб, соединенных между собой разъемными (фланцевыми, штуцерными, муфтовыми и др.) и неразъемными (сварными, паяными) соединениями. В трубопроводах морской и пресной воды применяются трубы: стальные оцинкованные и со стеклоэмалевым покрытием, медные и полиэтиленовые. Для трубопроводов водяного пара используют стальные и медные трубы, а для сжатого воздуха — легированные стальные или биметаллические (футерованные изнутри слоем меди). Вентиляционные воздуховоды изготовляют из стальных или алюминиево-магниевых труб круглого и прямоугольного сечения больших размеров.

ГОСТами и ОСТами нормализованы химические, физические, геометрические и условные характеристики труб. Химические характеристики определяют качественный состав материала, из которого изготовлены трубы. Физические характеристики определяют механические и технологические качества материала труб. К ним относятся параметры — предел текучести σТ, предел временного сопротивления σв, относительное удлинение б, ударная вязкость а — и различные технологические пробы (на изгиб, отбортовку, сплющивание и др.).

Геометрические характеристики определяют размеры и форму труб. К ним относятся наружный диаметр DB, толщина стенки s, длина однородной части труб l.

В подлежащих надзору Регистра СССР трубопроводах с внутренним давлением металлических труб толщина стенки, мм, должна быть не менее s = s0 + b + с, где s0 = Dнp/ (200σдφ  + р); р — расчетное давление, являющееся максимальным рраб, которое должно приниматься равным наибольшему давлению открытия предохранительных клапанов, МПа; b — 0,4Dнs/R — прибавка к толщине, учитывающая фактическое утонение стенки трубы при гибке, мм; с — прибавка на коррозию трубы, мм; φ — коэффициент прочности продольного сварного шва; R — средний радиус гиба трубы, мм.

Полученную расчетным путем толщину стенки нужно округлить до ближайшего большего значения, предусмотренного соответствующим стандартом на трубы.

После изготовления трубы испытываются на прочность пробным гидравлическим давлением (1,25÷2) ру. Смонтированные на судне трубопроводы подвергаются гидравлическому испытанию на плотность соединений давлением (1,25÷1,5) рраб.