Якорно-швартовные механизмы

Конструкция судна должна обеспечивать не только его мореходные качества, но и надежную стоянку в разнообразных условиях. Во время стоянки судно подвержено действию течений, ветра, инерции, возникающей при килевой или бортовой качке судна. Следовательно, чтобы обеспечить надежную стоянку, необходимо иметь такую связь судна со средствами закрепления в грунте на дне акватории или на берегу, которая принимала бы на себя действие всех внешних сил. Такая связь осуществляется якорным устройством, обеспечивающим якорную стоянку судна на якоре (якорях), и швартовным устройством, которое закрепляет судно у причалов, плавучих сооружений, стенок шлюзов, борта других судов и при постановке на бочки.

Якорные устройства состоят из якорей, якорных канатов (цепей), клюзов, стопоров для закрепления якорных канатов, цепных ящиков для хранения якорных канатов, якорных механизмов — брашпилей, шпилей и якорных лебедок. В швартовные устройства входят швартовные канаты (стальные, растительные или синтетические), кнехты, киповые планки, стопоры тросовые и зажимные, вьюшки для уборки швартовных канатов, кранцы, швартовные механизмы — швартовные шпили и лебедки (автоматические и простые).