Якорные и якорно-швартовные шпили

Якорный механизм, у которого ось вала цепной звездочки расположена вертикально, называется шпилем. В силу особенностей конструкции шпили крупных моделей не имеют швартовных турачек и называются якорными шпилями. Шпили малых и средних моделей несут на грузовом валу (баллере) швартовную турачку и называются якорно-швартовными. Способы торможения цепной звездочки и соединения ее с баллером аналогичны таковым у брашпиля.

Якорные и якорно-швартовные шпили в качестве привода могут иметь гидро- или электродвигатель. Наиболее распространен в настоящее время электрический привод.

Шпили с электрическим приводом в зависимости от расположения привода делятся на три группы:
однопалубные одинарные, головку и электропривод которых монтируют на одной фундаментной раме и при установке располагают на одной палубе;
двухпалубные одинарные, их головку и электропривод устанавливают на разных палубах и соединяют между собой с помощью баллера;
двухпалубные соединенные, которые состоят из двух двухпалубных одинарных шпилей с самостоятельными электродвигателями и общим редуктором. Редуктор и электродвигатели монтируют на общей фундаментной раме и устанавливают ниже головки шпиля под палубой.

На рис. 4.9 изображен двухпалубный соединенный шпиль.


Рис. 4.9. Двухпалубный соединенный якорный шпиль

Две головки шпиля 1 (без турачек) имеют цепные звездочки 2, включение и отключение которых от баллеров 3 производятся с помощью маховиков на колонках управления 8. Общий редуктор 4, расположенный на нижней палубе, передает вращение от электродвигателей 5 на тот или иной баллер. Смазка узлов головки шпиля осуществляется от пресс-масленок 6 через трубопроводы 7.

Якорно-швартовные шпили широко применяют на катерах, ледокольных и транспортных судах, т. е. на таких судах, где ограничена площадь палубы бака или где требуется защитить привод от воздействия окружающей среды (разместить под палубой бака). На строящихся крупнотоннажных судах, имеющих якорные цепи калибром 82 мм и более, в качестве якорно-швартовных механизмов устанавливают только шпили или специальные якорные лебедки. Это вызвано еще и тем, что крупнотоннажные суда имеют, как правило, бульбообразную носовую оконечность или большую ширину, когда нельзя использовать брашпиль — механизм с фиксированным расстоянием между осями цепных звездочек в плане. Якорно-швартовные шпили также широко используют в качестве механизмов для обслуживания кормовых якорных устройств (там, где эти устройства предусмотрены). Требования к установке дистанционного управления якорной операцией для якорно-швартовных шпилей такие же, как и для брашпилей.

Параметры якорно-швартовных шпилей для морских судов стандартизованы и одинаковые с параметрами брашпилей (см. табл. 4.2). Однако в силу особенностей конструкции шпили, не могут быть ограничены небольшим типизированным рядом, поэтому число их моделей значительно превышает число моделей брашпилей. Несмотря на это, основная номенклатура шпилей также типизирована, что обеспечивает значительную межпроектную унификацию якорных устройств на большом количестве однотипных судов.