Судовые машины, механизмы и устройства
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
ВЛ — ватерлиния
ВРШ — винт регулируемого шага
ВФШ — винт фиксируемого шага
ГВЛ — грузовая ватерлиния
ГНУ — газонагревающая установка
ГРЩ — главный распределительный щит
ГТЗА — главный турбозубчатый агрегат
ГТУ — газотурбинная установка
ДАУ — дистанционное автоматизированное управление
ДВС — двигатель внутреннего сгорания
ДГ — дизель-генератор
ДП — диаметральная плоскость
ДУ — дизельная установка; дистанционное управление
ЗХ — задний ход
КО — котельное отделение
КПУ — командный пост управления
МИШ — механизм изменения шага
МО — машинное отделение
МКО — машинно-котельное отделение
ОЛ — основная линия
ОП — основная плоскость
ППУ — паропроизводящая установка
ПУ — пост управления; подруливающее устройство
ПХ — передний ход
СПГГ — свободно-поршневой генератор газа
ТВД — турбина высокого давления
ТВДЗХ — турбина высокого давления заднего хода
ТВДПХ — турбина высокого давления переднего хода
ТГ — турбогенератор
ТЗД — турбина заднего хода
ТНД — турбина низкого давления
ТНДЗХ — турбина низкого давления заднего хода
ТСД — турбина среднего давления
ТСДПХ — турбина среднего давления переднего хода
ЦПУ — центральный пост управления
ЯЭУ — ядерная энергетическая установка
в. м. т. — верхняя мертвая точка
н. м. т. — нижняя мертвая точка
В — ширина судна теоретическая
Dy — диаметр условный
F — высота надводного борта
Н — высота борта практическая
L —длина судна практическая
Lиб — длина судна наибольшая
Ру — давление условное
Т — осадка судна полная
Тк — осадка судна кормой
Тпр — осадка судна практическая
00 — плоскость мидель-шпангоута
ВВЕДЕНИЕ
Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану на 1971—1975 гг. предусмотрено дальнейшее увеличение грузооборота морского транспорта (в 1,4 раза) и пополнение транспортного флота высокоэкономичными универсальными и специализированными судами с комплексной автоматизацией управления судовыми механизмами и системами. Одновременно перед судостроителями ставится ряд задач по повышению качества продукции, снижению ее себестоимости, росту производительности труда на основе комплексной механизации и автоматизации производства, модернизации устаревшего оборудования и внедрению передовых технологических процессов. Выполнить поставленные задачи могут только грамотные, высококвалифицированные кадры рабочих-судостроителей, способных использовать новейшие достижения науки и техники при постройке судов.
Все работы по постройке судна можно подразделить на корпусно-заготовительные, корпусно-сборочно-сварочные, слесарно-монтажные, достроечно-отделочные работы и швартовные, ходовые и сдаточные испытания судна. При современных методах постройки судов эти виды работ тесно переплетаются. Так, например, слесарно-монтажные работы начинают и ведут параллельно с корпусно-сборочными до спуска на воду, а затем продолжают уже на плаву одновременно с достроечными и отделочными работами. Примерный порядок выполнения монтажных работ в процессе постройки серийного танкера водоизмещением 16 000 т представлен на графике. Такой порядок ведения работ позволяет значительно повысить готовность судов к спуску. Приведенный график показывает также, насколько разнообразны и длительны по времени слесарно-монтажные работы.
Слесарно-монтажные работы включают в себя не только подготовку фундаментов под монтаж, установку на них различных машин и механизмов с последующим испытанием их в работе, но и различные слесарно-механические работы по изготовлению отдельных деталей судовой машинной установки, валопровода, трубопроводов и устройств.
Наименование работ | Месяцы | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
Обработка фундаментов под главный агрегат | + | + | |||||||||||||
Расточка ахтерштевня, монтаж гребного вала и предварительный монтаж главного агрегата | + | + | + | ||||||||||||
Окончательный монтаж главного агрегата и валопровода | + | + | |||||||||||||
Монтаж вспомогательных механизмов машинно-котельных отделений | + | + | |||||||||||||
Установка и монтаж механизмов по всему судну | + | + | + | + | + | ||||||||||
Монтаж рулевого и якорного устройств | + | + | |||||||||||||
Монтаж грузовых механизмов и устройств | + | + | |||||||||||||
Изготовление труб в цехе по чертежам и технологическим эскизам | + | + | + | + | + | + | |||||||||
Монтаж трубопроводов в кормовой части судна | + | + | + | + | |||||||||||
Монтаж трубопроводов в носовой части судна | + | + | + | + | |||||||||||
Гидравлическое испытание трубопроводов и систем | + | + | |||||||||||||
Подготовка к швартовным испытаниям | + | + | |||||||||||||
Швартовные испытания | + | ||||||||||||||
Ходовые испытания и контрольный выход | + | + |
Судовой слесарь-монтажник должен хорошо знать судно, расположение на нем помещений, трюмов, отсеков, главных и вспомогательных механизмов, уметь читать монтажные чертежи и схемы; знать устройство и назначение монтируемых им машин и механизмов, иметь представление о их взаимосвязи с другими механизмами, устройствами и трубопроводами. При выполнении монтажных работ он обязан строго соблюдать необходимые допуски и зазоры в сопрягаемых деталях узлов и механизмов. Должен уметь обслуживать вспомогательные механизмы и производить их регулировку на разных режимах работ, выполняемых в период швартовных, ходовых и сдаточных испытаний судов. В связи с насыщенностью современных судов различными электронными и автоматическими приборами, он должен знать назначение этих приборов, их принцип действия. Наконец, судовой слесарь-монтажник должен хорошо знать передовую технологию слесарно-монтажных работ и умело применять ее, чтобы качественно выполнить работу в сроки, предусмотренные графиками постройки судна и монтажных работ.