Глава VII. Электрооборудование судов

§ 40. Судовые электрические станции

Источниками электрической энергии на судах служат электрогенераторы переменного или постоянного тока, приводимые в движение первичными двигателями (паровыми машинами и турбинами, двигателями внутреннего сгорания), и аккумуляторные батареи. Генераторы тока, смонтированные вместе с первичными двигателями на одной фундаментной раме, называются электроагрегатами и по роду первичного двигателя разделяются на парогенераторы, турбогенераторы и дизель-генераторы.

В состав судовой электрической станции, кроме электроагрегатов, входят главный и вспомогательные распределительные щиты с размещенными на них аппаратурой, приборами и различными вспомогательными устройствами. Электрическая станция размещается обычно в машинном отделении судна или в специальном отсеке, вблизи машинного отделения.

По назначению судовые электростанции подразделяют на основные, вспомогательные и осветительные. Основные электростанции устанавливают на судах, имеющих в качестве главных двигателей гребные электродвигатели (турбо- и дизель-электроходы). Такие станции служат для обеспечения движения судна, привода вспомогательных механизмов и устройств, освещения судна и питания бытовых электроприборов. Они достигают по мощности нескольких тысяч киловатт.

Вспомогательные электростанции устанавливают на судах с паротурбинными, дизельными и газотурбинными установками (турбоходы, теплоходы и др.). Они предназначены для обеспечения работы вспомогательных механизмов и устройств, а также для освещения судна. Мощность таких электростанций достигает несколько сотен и даже тысяч киловатт.

Осветительные электростанции устанавливаются на небольших судах, имеющих паровой привод вспомогательных механизмов, и служат в основном для освещения судна. Мощность этих электростанций, как правило, не превышает нескольких десятков киловатт.

Судовые электростанции в соответствии с Правилами Регистра СССР могут быть как постоянного тока напряжением 6, 12,24, 110 и 220 в, так и переменного тока напряжением б, 12, 24, 127, 220 и 380 в. Для силовых электросетей допускается применение напряжения до 220 в при постоянном токе и до 380 в при переменном. Для сетей освещения независимо от рода тока применяется напряжение 220 или 110/127 в, а для низковольтного освещения — 6, 12 и 24 в. На танкерах и нефтеналивных судах напряжение сети освещения не должно превышать 110 в при постоянном токе и 127 в — при переменном.

На судах используют электродвигатели постоянного и переменного тока. Применение постоянного тока позволяет плавно регулировать частоту вращения электродвигателей в широких пределах, допускает у них перегрузку и большой пусковой момент. Поэтому электродвигатели постоянного тока применяются на судах для привода в действие палубных механизмов, рулевых машин и некоторых вспомогательных механизмов машинного отделения. Однако большее преимущество имеют электродвигатели переменного тока (особенно асинхронные), что объясняет современную тенденцию повсеместного их внедрения на морских судах (см. § 24).

Так, например, асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором, выпускаемые в водозащищенном и брызгозащищенном исполнениях на напряжение тока 380/220 в, могут быть использованы как в качестве гребных электродвигателей, так и для привода палубных механизмов.

Кроме главной электростанции, большинство судов имеет независимую аварийную станцию, получающую питание от аварийного дизель-генератора и предназначенную для обеспечения питанием и освещением приборов управления судном и основных вспомогательных электромеханизмов в случае выхода из строя главного электроагрегата.

На некоторых типах судов (нефтеналивные, пассажирские и др.) наряду с аварийной электростанцией устанавливают специальные аккумуляторные батареи малого аварийного освещения, автоматически включающиеся при исчезновении тока в судовой сети освещения.

Главный распределительный щит (ГРЩ) судовой электростанции состоит из металлического каркаса и прикрепленных к нему одной или нескольких панелей, предназначенных для расположения на них приборов. Количество панелей на каркасе щита определяется числом электрогенераторов и количеством судовых потребителей тока.

Согласно Правилам Регистра СССР на морских судах допускается установка распределительных щитов только закрытого типа. Такие щиты отличаются тем, что на их лицевой стороне на панелях размещают только электроизмерительные приборы, а также рукоятки управления остальными приборами и аппаратами, которые вместе с токоведущими частями и шинами монтируют на задней стороне щита. Все электрогенераторы присоединяют к общим сборным щитам ГРЩ, которые разделяют на отдельные секции для возможности отключения и ремонта при работающей электростанции. К распределительным устройствам относятся также вторичные, групповые и отдельные щиты, устроенные подобно ГРЩ.