Главный и вспомогательный упорные подшипники

В том случае, когда главный упорный подшипник не встраивается в корпус редуктора ГТЗА, он выполняется как отдельный узел валопровода и ставится непосредственно за главным двигателем (см. рис. 11). Главный упорный подшипник, как уже отмечалось, служит для восприятия упорного давления, создаваемого гребным винтом и передачи его корпусу судна через корпус подшипника и фундамент.

Существуют различные конструкции главных упорных подшипников, применяемых на судах, но наибольшее распространение получили одногребенчатые упорные подшипники (рис. 80). Эти подшипники отличаются небольшими размерами и весом, несложным устройством, а также простотой обслуживания при эксплуатации.


Рис. 80. Одногребенчатый упорный подшипник.

Корпус подшипника отлит из стали и состоит из двух половин (нижней 1 и верхней 12), соединяемых по горизонтальному разъему при помощи простых и калиброванных болтов. Сверху корпус закрывается крышкой 10, необходимой для осмотра подшипника, которая закрепляется барашками 11. Внутри располагается упорный вал 8 с упорным гребнем 6, откованным заодно с валом. Вал опирается на бронзовые вкладыши 5, имеющие баббитовую заливку 4. Кольцевые бурты вкладышей, входящие в пазы корпуса подшипника, предохраняют их от осевого смещения.

С обеих сторон к упорному гребню примыкают упорные подушки (сегменты) 9, расположенные симметрично по его окружности. Каждая подушка со стороны рабочей поверхности залита баббитом, а с обратной стороны в нее плотно запрессованы каленые стальные чечевицы 7. Сферической поверхностью чечевицы опираются на каленые стальные диски 3, запрессованные в свою очередь в полукольца 2, установленные в обоймах. Между полукольцами и обоймами могут быть установлены прокладки соответствующей толщины, что позволяет регулировать величину масляного зазора между подушками и упорным гребнем. Для уплотнения упорного вала в местах выхода его из корпуса подшипника предусмотрены крышки с фетровыми или войлочными уплотнительными кольцами в пазах.

Масло к упорному подшипнику поступает под давлением через дроссельный клапан. Его охлаждают с помощью змеевика, помещенного в нижней части корпуса подшипника. Для контроля параметров масла в подшипнике предусмотрены термометр, манометр и указатель уровня масла.

Наряду с главным упорным подшипником на многих судах, кроме судов малого водоизмещения, ставят вспомогательный упорный подшипник, который обычно размещают перед дейдвудный устройством. Необходимость установки такого подшипника объясняется стремлением исключить вращение вхолостую неработающего главного двигателя при работе второго (у двухвинтового судна), обеспечить возможность работы главного двигателя на малых ходах, а также удержать кормовую разобщенную часть одного из валопроводов в определенном положении при его вращении вхолостую (например, в случае выхода из строя одного из главных двигателей и движения судна при остальных работающих двигателях). В нормальных условиях плавания судна вспомогательный упорный подшипник работает как опорный, при этом его упорные подушки отодвинуты от упорного гребня. В случае необходимости упорные подушки с помощью специального передвижного устройства перемещаются к упорному гребню и начинают воспринимать осевое упорное давление.