§ 1. Признаки классификации судов
Судно является сложным инженерным сооружением, способным устойчиво держаться на воде и перемещаться в заданном направлении с определенной скоростью.
Устройство судна как инженерного сооружения определяется конструкцией его корпуса и рациональным размещением внутри него различных механизмов, оборудования и грузов, а также жилых и служебных помещений.
Все суда в зависимости от их целевого назначения подразделяют на две основные группы: военные суда, или корабли, входящие в состав военно-морского флота, и гражданские суда, предназначенные для транспортных и производственных целей. В свою очередь гражданские суда классифицируют:
По типу главного двигателя — пароходы (главный двигатель — паровая поршневая машина); теплоходы (главный двигатель — двигатель внутреннего сгорания); турбоходы (главный двигатель — паротурбинная установка); газотурбоходы (главный двигатель—газотурбинная установка); турбоэлектроходы и дизель-электроходы (главный двигатель — турбина или дизель, приводящие в движение электрогенератор, электрическая энергия которого передается на гребной электродвигатель); атомоходы (источник тепловой энергии — атомный реактор).
По роду движителя — парусные; колесные (речные и озерные); винтовые (речные, озерные и морские одно-, двух-, трех- и четырехвинтовые суда); со специальными движителями (крыльчатыми, водометными, роторными и др.).
По роду движения по воде — плавающие (водоизмещающие и подводные); глиссирующие (скользящие по поверхности воды); плавающие на подводных крыльях (корпус судна во время движения находится над водой, а под водой оказываются только несущие плоскости-крылья) и на воздушной подушке (между днищем судна и поверхностью воды нагнетается под большим давлением воздух, который поддерживает судно над водой во время его движения).
По конструктивному оформлению — по числу палуб (одно-, двух- и трехпалубные); количеству и расположению надстроек;
форме форштевня; форме и конструкции кормы; количеству и размерам грузовых трюмов; месту расположения машинного отделения и т. д.
Корабли военно-морского флота в зависимости от их назначения подразделяются на боевые и вспомогательные (нефтеналивные, ремонтные, плавучие госпитали, плавбазы и т. д.).
- § 2. Мореходные и эксплуатационные качества судна
- § 3. Понятие о корпусе судна, его сечениях и главных размерениях
- § 4. Понятие о наборе корпуса судна
- § 5. Основные помещения судна и их расположение
- § 6. Расположение энергетической установки на судне
- § 7. Расположение вспомогательных механизмов и трубопроводов в машинном и котельном отделениях судна
- § 8. Расположение на судне валопровода, его назначение и состав
- § 9. Судовые устройства, их назначение и расположение на судне